Ольга Викторовна Жукова
Организация речевой среды как условие развития связной речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Одним из таких условий является организация речевой развивающей среды в ДОУ.
Публикация «Организация речевой среды как условие развития связной речи дошкольника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая развивающая среда – это рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) способствующая обогащению, закреплению, становлению речи.
Основными составляющими речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения являются:
Речь педагога;
Методы и приемы разных сторон речи детей;
Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
При создании речевой развивающей среды необходимо учитывать:
Особенности детей конкретной возрастной группы;
Уровень речевого развития каждого ребенка;
Интересы и способности детей.
Для речевого развития ребенка необходимо создавать в группах ДОУ такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал.
Какие же организовать речевую среду для успешного развития и формирования речевых умений и навыков у детей в детском саду?
1. Создание условий для общения с другими детьми.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
2. Речь взрослого-воспитателя – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.
3. Книжный уголок. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
4. Организация трудовой деятельности.
Так же осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.
5. Уголок театрализованной деятельности, в котором дети могут самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствуют развитию диалогической речи.
6. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для развития речи дошкольника: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. Способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
7. Непосредственная образовательная деятельность. При её организации, используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
8. Совместная подгрупповая и индивидуальная работа. Собран материал по темам: «Фрукты и овощи», «Зимние забавы», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает, идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.
9. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
10. Работа с родителями. Так же помогает добиться положительных результатов. Организация различных выставок и консультаций. Участие родителей в организации развивающей среды.
Вывод:
Грамотная организация благоприятной речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования связной речи детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, в естественной обстановке живой разговорной речи.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.