Светлана Ваккер
Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
семинар-практикум для педагогов
Разработали:
Лыхина Наталья Сергеевна,
старший воспитатель
Ваккер Светлана Александровна,
воспитатель
Задачи:
1) формировать мотивацию педагогов к использованию инновационных методов развития речи дошкольников;
Публикация «Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2) познакомить педагогов с инновационными методами развития речи дошкольников;
3) способствовать формированию грамотной речи педагогов.
Необходимое оборудование:
1) проектор, экран;
2) шариковые ручки, листы бумаги.
3) прищепки;
4) геометрические фигуры из картона
5) граненые карандаши
Ход семинара:
Этап работы Содержание работы Оборудование
Мотивация на работу - Что почувствовали, когда читали?
- Кто так разговаривает? (дети, молодежь, взрослые)
- Почему мы говорим неправильно? (потому что слышим вокруг себя неправильную речь)
- Таким образом, происходит цепная реакция: мы слышим неправильную речь, мы автоматически начинаем ее повторять, за нами повторяют другие люди, в том числе, дети, и т. д. получается замкнутый круг.
- Что можно и нужно сделать, чтобы разорвать это круг? (развивать речь детей, самим говорить правильно, формировать мотивацию родителей к использованию правильной речи и развитию речи детей)
- С кого мы начнем работу по формированию пространства красивой и грамотной речи? (с себя). Слайды2 –4
(Примеры современной разговорной речи взрослых с активным использованием сленга и жаргона; последний пример- красивая литературная речь)
Знакомство педагогов с новыми методами и формами работы с детьми по развитию речи Современные методики и технологии развития речи дошкольников
В настоящее время в педагогической практике используется достаточно много различных методик и технологий развития речи детей дошкольного возраста :
- мнемотехника
- методика «Коллаж»
- ТРИЗ
- метод фокальных объектов
- технология Л. Н. Шипицыной «Азбука общения»
- технология А. Г. Арушановой «Развитие диалогического общения»
- метод обучения составлению творческих рассказов
- технология обучения составлению сравнений
- технология обучения составлению метафор
- технология обучения составлению загадок
- ИКТ
Сегодня мы с вами рассмотрим только несколько.
Слайд15
(Перечнь технологий и методик)
Грамматика фантазии ДжанниРодари
- Как вы считаете, с каким познавательным процессом тесно связано развитие речи ребенка? (с воображением)
- Много практических советов о развитии детского воображения и развитии речи написал в своей книге известный детский писатель. Кто это? (Дж. Родари)
- у этого писателя есть книга, адресованная взрослым – «Грамматика фантазии».
- Д. Родари – не только детский писатель. Он еще и журналист, также, работал учителем в начальной школе.
- В этой книге автор дает подробное описание 39 способам развития речи и воображения детей. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Упражнение «Камень, брошенный в пруд»
Каждое слово Д. Родари сравнивал с камнем, брошенным в пруд: любое слово, «упав» в сознание, непроизвольно вызывает концентрические круги – т. е. задействует мыслительные процессы, вызывает ассоциации и воспоминания. И эти «концентрические круги» можно легко и продуктивно использовать для развития речи и воображения.
Суть этого приема заключается в следующем:
- берется любое слово и записывается по вертикали.
Например, слово «Ветер».
- дальше, напротив каждой буквы этого слова нужно написать первое пришедшее на ум слово, начинающееся на эту же букву.
(группа предлагает слова, ведущий записывает их)
- теперь из этих слов нужно составить законченное предложение.
(группа предлагает слова, ведущий записывает их)
- полученные слова или предложение можно использовать дальше для составления рифмованных строк.
- можно сразу написать возле пяти букв пять слова, образующие законченное предложение, и дальше их рифмовать.
- Д. Родари в своей книге приводил следующий пример (в качестве исходного-слово «камень» по-итальянски) :
- S - Sulla - Ha
- А- altalena - качелях
- S- saltano - катаются
- S- sette - семь
- О - oche - гусынь.
Рифма:
Семь гусынь на качелях
пообедать захотели…
Получившуюся рифму можно продолжить, а можно использовать как основу сюжета для дальнейшего сочинения сказочной истории.
Упражнение «Бином фантазии»
Нужно взять 2 слова, чтобы одно было достаточно чуждым другому - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться. Хорошо, когда "бином фантазии" определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнет пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря и т. д. и дальше нужно придумать рассказ с этими 2 словами.
Пример: история была придумана мальчиком пяти с половиной лет; "Бином фантазии", из которого она родилась, - "свет" и "ботинки".
Жил-был однажды мальчик, который любил надевать папины ботинки. Папе надоело, что сын забирает его ботинки, и вот как-то вечером он взял и подвесил сына к люстре; в полночь сын свалился на пол, тогда папа сказал:
- Кто это, уж не вор ли?
Глянул - сын лежит на полу. И весь горит. Тогда папа крутанул его голову, но он не погас, потянул за уши, а сын все горит, нажал на кончик носа - опять горит, потянул за волосы - горит, нажал на пупок - горит. Тут папа снял с сына ботинки, и тогда он погас.
Упражнение «Произвольный префикс»
Это деформирование слова за счет произвольного добавления префикса. Например, префиксов «не», «анти», «дважды», «трижды» и т. д.
Пример: к слову «вешалка» добавляем префикс «анти» и получаем новое слово «антивешалка». Дальше придумываем внешний вид и назначение этого предмета, где и кому он может быть полезен, можно предложить детям нарисовать антивешалку.
Слайды16-17
(Фото писателя.
Представление книги.
Примеры упражнений)
Метод «Комментированное рисование»
Смысл этого метода заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.
Метод комментированного рисования разрабатывали и впервые применяли на практике педагоги Гаврилушкина О. П., Микляева Н. В., Андрианова П. Е., Апаткина Ю. М.
Их статьи, посвященные данному методу:
- Гаврилушкина О. П. «Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников», «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада»
- Микляева Н. В., Андрианова П. Е., Апаткина Ю. М. «Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования»
- Апаткина Ю. М., Андрианова П. Е. «Комментированное рисование как средство формирования креативных качеств дошкольника» (ж-л «Управление ДОУ», 2010г., № 2).
Метод комментированного рисования мы с вами разберем в том варианте, в каком его представляла Ольга Петровна Гаврилушкина.
Она отмечала, что, несмотря на значительные усилия воспитателей, эффективность специальных занятий по развитию связной речи детей остается неудовлетворительной. Одна из причин то, что в ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Одним из способов преодолеть эти недостатки является «комментированное рисование».
Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.
Этот вид работы требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый обращается к ребенку "через посредника" – другого ребенка. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами и сообщениями ("Узнай у него, почему …", "Поинтересуйся, где…", "Задай ему вопрос, куда…", "Спроси у Сережи…", "Сообщи …", "Поделись с ним новостью, расскажи…" и т. д.).
Содержание ответов детей ложится в основу изображения. Во время ответов детей воспитатель создает схематические изображения на глазах у детей (на доске, на мольберте, на ватмане).
Т. к. рисовать нужно быстро, то изображения выполняются схематично, но заинтересованно. Т. е. воспитатель отражает только главное, но сопровождает рисование эмоциональными пояснениями.
Процесс создания "картины" перемежается обычно имитационными движениями, действиями с воображаемыми объектами, пантомимическими загадками и пр., которые выполняют роль "физкультминутки".
Продолжительность самого рисования – не более 10 минут даже в старших группах.
Затем переходят к рассказыванию и, если дети не устали, и в запасе есть время, к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т. д.
Основные правила проведения комментированного рисования.
- В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года, повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты, игры, наблюдения в природе и пр.
- Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы.
- Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка.
- Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
- Детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
- В качестве "физкультминуток" использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.
Например:
1) Взрослый сообщает детям, что внимательно наблюдал за их играми на прогулке. "Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке". Хотите? Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех.
2) Воспитатель обращается к одному из детям:
"Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч?» - ответ зарисовывает.
«Сережа, спроси, во что они играли?" - ответ зарисовывает.
" Марина, а нравится ей играть вместе с Олегом? Он ловко ловит мяч?"
"А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?"
Если дети будут давать неполные, односложные ответы, взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым или за ним все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.
3) Дальше инициатива передается самим детям.
"Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Ну, задай ей вопрос про её игры на прогулке. " И т. д.
Все ответы зарисовываются.
4) Далее идет динамическая пауза.
Воспитатель предлагает детям "поиграть" с мячом, который существует только в воображаемом плане. Они разбиваются на пары, договариваются, в какую игру будут играть, тихонько сообщают об этом взрослому – и приступают к имитационной игре.
Воспитатель подходит к одной из пар: "Витя, я никак не догадаюсь, чем ты занимаешься. Спроси у Сережи, может быть, он уже догадался? Нет? Тогда предложи детям отгадать"
В ходе динамических пауз продолжается стимулирование общения. Ребенку предлагают узнать "не хотят ли отдохнуть Стасик и Олег", "может быть, они возьмут другой мяч, для футбола", попросить научить его так ловко перебрасывать мяч через сетку пр.
5) После динамической паузы - рассматривание "картины" и составление по ней простого рассказа.
Взрослый в шутку сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т. д.
В своей статье «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада» Гаврилушкина О. П. рассказывает еще о 2-х новых подходах к составлению рассказа по сюжетной картинке и знакомству с детским произведением (сказкой, рассказом). Слайды18 - 21
(Название и суть метода.
Педагоги, разрабатывающие этот метод, и их статьи)
Логоритмика Е. Железновой
Используется для детей 3-4 лет и старше.
Цели:
- развитие ритма, внимания и моторики у ребёнка
- развитие речи, фонематического слуха
Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Такие песенки можно подобрать на разные темы и использовать их на своих занятиях.
Разучивание песенки начинается с проговаривания текста вместе с воспитателем, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п.
Тренажеры для речевого дыхания
Для правильной и хорошей речи надо обязательно проводить игры на развитие речевого дыхания.
Эти игры способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом;
- повышению общего жизненного тонуса;
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы;
- стимулируют работу сердца, нервной системы, головного мозга;
- улучшают пищеварение.
Главенствующую роль в правильном речевом дыхании играет выдох, поскольку именно в момент выдыхания ребёнок и произносит звуки. Вот почему основная цель дыхательных упражнений – сформировать у детей длинный и плавный выдох.
Существует очень много интересных упражнений и тренажеров для развитиядыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности в течение дня. Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат.
Например, тренажер «Слон»(показать педагогам).
Информацию о дыхательных тренажерах легко можно найти. Например, на сайте «Детские сады Тюменской области» и др.
Знакомство с формами и приемами работы с родителями, способствующими развитию речи детей
Метод «Синквейн»
Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
В настоящее время существуют следующие виды синквейна:
- традиционный
- обратный
- зеркальный
- синквейн-бабочка
- дидактический.
Дидактическийсинквейн используется в работе с детьми. Но можно использовать и на встречах с родителями в целях развития их речи и создания рабочей, веселой атмосферы. Также, можно рекомендовать этот метод родителям для занятий с детьми дома.
Рассмотрим, в чем заключается дидактическийсинквейн.
Итак, мы помним, что это – пятистрочное стихотворение. В этом стихотворении каждая строка должна соответствовать определенным требованиям:
Первая строкасинквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Поэтому, синквейн принято сравнивать с елочкой.
Например: «Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!»
Если использовать данный метод в работе с дошкольниками, то необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
- Как вы считаете, какая трудность может возникнуть при использовании метода синквейна в работе с дошкольниками? (т. к. дошкольники не умеют читать и не знают символические обозначения частей речи, то нужно найти способ, как познакомить детей с требованиями к каждой строке синквейна)
- В педагогической практике существует несколько вариантов схем синквейна, которые помогают детям запомнить его требования. Может быть, вы разработаете свой вариант схемы синквейна.
Педагоги, использующие данный метод в работе с детьми, отмечают его достоинства:
- простота - синквейн могут составить все;
- в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
- является игровым приемом;
- используется как заключительное задание по пройденному материалу;
- можно использовать для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
- способствует развитию образной и связной речи;
- способствует развитию мыслительных операций (умение выделять главное). Слайды 22 - 28
(Название технологии «Синквейн», виды синквейна, содержание дидактического синквейна, пример дидактического синквейна, варианты схем дидактического синквейна)
Игры с прищепками.
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков детей. Одновременно развивается его творческий потенциал, логическое мышление ребенка.
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу. Поэтому, эти игры можно рекомендовать родителям для занятий дома.
Необходимое оборудование:обычные бельевые прищепки и фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).
Правила игры:
Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.
Варианты фигур из прищепок (отрабатываются с педагогами) :
Солнышко
В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
Щип-щип
Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик. Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.
Рыбки
Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения рук.
Цвета
Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.
Вешаем бельё
Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
Ладошка
Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.
Конструктор
Из прищепок можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.
Поймай жучка
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т. д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.
Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Понятие величины
Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.
Геометрические фигуры
Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество. Прищепки, фигуры из картона.
Массаж карандашами
Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому, упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Научить детей самомассажу рук несложно. Поэтому, его можно смело рекомендовать родителям. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок (Приложение 1).
(несколько упражнений проводится с педагогами) Граненые карандаши
Игра «Я дарю тебе словечко»
Это речевая игра, в которой участвуют семья и детский сад.
Цель игры - увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов.
Ход игры:
Один раз в неделю родители «дарят» ребёнку новое для него слово либо крылатое выражение, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу «подаренные» дома слова. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне - имя того, кто его принёс, знакомит со словом всех ребят. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры.
Например:
Вариант 1:карточки высыпаются в шляпу, дети поочерёдно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Вариант 2: воспитатель поочерёдно достаёт карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребёнок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Литература
1) Гаврилушкина О. П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. [Электронный ресурс] / О. П. Гаврилушкина. - Электрон. дан. – Практический психолог. URL :https://practic.childpsy.ru/development/articles.php?ID=10255. - Яз. рус.
2) Григоренко Т. Н. Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. [Электронный ресурс] / Т. Н. Горигоренко. - Электрон. дан. – Социальная сеть работников образования nsportal.ru.URL :https://nsportal.ru/user/83072/page/sinkveyn-novaya-tehnologiya-v-razvitii-rechi-doshkolnikov. - Яз. рус.
3) Железнова Е. Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду. [Электронный ресурс] / Е. Железнова. - Электрон. дан. – О речи. URL :https://orechi.ru/razvitie-rechi/logoritmika#i-6. - Яз. рус.
4) Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. [Электронный ресурс] / Т. В. Пятница. - Электрон. дан. –ДЕТсад. Сайт для детей и взрослых. URL :https://detsad-kitty.ru/lessons/756-pyatnica-tv-palchikovye-igry-i-uprazhneniya.html. - Яз. рус.
5) Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. [Электронный ресурс] / Д. Родари. – Электрон. дан. – Элетронная библиотека PROFILIB. URL :https://profilib.org/chtenie/29926/dzhanni-rodari-grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istoriy.php. - Яз. рус.