Айгюль Хадыева
Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы
Первая младшая группа «А»
«Сказочная страна» 2014 год
Воспитатели: Соколова Г. С
Хадыева А. Р
Актуальность:
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Публикация «Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Ребенок младшего дошкольного возраста уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей :
- прямое обучение;
- показ, объяснение;
- пояснение, поощрение;
- беседы;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дети третьего года жизни легко вовлекаются в игровую деятельность.
Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящая форма обучения – этоиспользование дидактической куклы. Дидактическая кукла не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания, развития самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр, детей учим решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Цель:способствовать формированиюнавыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую куклу.
Задачи:
- учить детей с помощью дидактической куклы мыть руки, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками, одеваться, раздеваться;
- развивать умения детей отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета;
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
- закрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
1 этап. Подготовительный
Определение цели, задач.
1. Поиск решения задач, формирование предпосылок игровой деятельности.
2. Изучение методической литературы по проблеме.
2 этап. Формирующий
Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.
1. Учить мыть руки, следить за внешним видом, одеваться;
2. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков.
3 этап. Итоговый
1. Обогащение игрового опыта.
2. Определить эффективность проведенной работы, уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков.
Перспективный план образовательной работы по воспитанию
навыков самообслуживания у младших дошкольников
Месяц
Формы организации и виды деятельности
Название мероприятия Цель
Методы и приёмы
Январь Познавательно-речевое развитие
Д/ игра:
«Кукла умывается»
«Кукла купается»
Потешка:
«Водичка, водичка»
Потешка:
«Кран, откройся!»
Чтение Е. Благининой «Девочка чумазая»,
Рассматривание иллюстраций «Предметы гигиены»
- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
-Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,совершенствовать навык мытья рук.
-Учить отжимать воду с рук (кулачки,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем,
-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком
-Учить детей узнавать и называть предметы гигиены.
Показ, объяснения,
образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.
Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.
Показ, объяснения.
Февраль
Познавательно – речевое развитие
Д/игра
«Накормим куклу кашей»
«День рождение куклы»
Игра «Собери бусы»
Потешка
«Кушай, кушай кашку!»
Потешка
«У хозяйки-белочки
вымыты тарелочки»
Чтение С. Маршака «Мойдодыр»
Рассматривание картин «Посуда»
Художественно – эстетическое развитие
«Бублик для куклы Наташи»
-Закрепить представление об использовании предметов посуды;
-Формировать обобщенное понятие – посуда; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.
-Познакомить детей с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
- Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
-Учить детей нанизывать на шнурок большие бусины, развивать мелкую моторику.
-Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно.
-Учить пользоваться салфеткой после приёма пищи.
-Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком
-Учить узнавать и называть предметы посуды и её предназначение.
- Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить палочки и соединять их концы.
Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала,пример взрослых,помощь взрослых,
совместная деятельность с воспитателем.
Показ, объяснения.
Март Познавательно – речевое развитие
Д/игра
«Положим куклу спать»
«Куколка проснулась»
Кукла собирается на прогулку»
Потешка
«А сейчас пойдем гулять»
«Маша варежку надела»
«Ах, как долго мы гуляли»
Развивающая игра
«Моя одежда. Посмотри и пришнуруй»
Художественно – эстетическое развитие
«Шарфики для кукол»
- Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с куклой, функциональным назначением кровати,
- Формировать подражательные действия.
- Учить снимать одежду в определённой последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.
- Учить надевать одежду в определённой последовательности, называть её.
-Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
-Формировать навыки одевания.
-Формировать навыки одевания и раздевания.
-Развитие внимания, мелкой моторики.
-Учить изображению широких полос большими плоскими кисточками.
Упражнять в горизонтальном и вертикальном рисовании полос – шарфиков.
Словесные указания, поощрения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.
Работа с родителями :
Консультации для родителей на тему
- «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей»
- «Методы и условия формирования культурно-гигиенических навыков»
- «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»
- «Почему малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки?»
- Изготовление развивающих ковриков, дидактических игр, плоскостных кукол.
Результаты:
Родители обратили внимание на проблему привития гигиенических навыков их детям.
Родители стали более внимательны к внешнему виду детей.
У части детей появились носовые платки, расчёски у всех девочек.
В общем, внешний вид детей стал более опрятным.
Эффективность нашей работы :
Важной задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.