Елена Скрипкина
Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 70 г. Липецка
Сообщение из опыта работы :
«Нетрадиционные приёмы творческого рассказывания
по системе ТРИЗ».
Воспитатель:
Скрипкина Е. М.
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ“» размещена в разделах
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.
«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения: дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия.
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются :
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
Обогащение и активизация словаря;
Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
Правильное понимание детьми придумывать (т. е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).
Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т. д.
На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета4 побуждают
детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.
Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:
Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.
Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разговорной форме.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.
Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и развивают сюжет до развязки.
Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по данному сюжету.
Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется память, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.
С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.
А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.
В своей работе также использую нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ.
Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого
начала. Одним из средств для достижения этих целей, является обучение рассказыванию с элементами творчества.
Важной составляющей занятия является создание ситуации, которая активизирует творческое воображение ребёнка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов.
Основной формой работы при составлении рифмованных текстов являются – игровые задания и упражнения, которые я часто использую при работе с детьми.
Составление рифмованных текстов.
«Складные картинки».
Описание.
Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, тюлень – олень, поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак – рак».
«Придумай рифмованные строчки».
Описание.
Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмованных слов (лучше существительных, например, (рак – мак) и начать сочинять по схеме: («Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак»).
Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).
«Доскажи словечко».
Описание.
Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.
Игровой момент: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Игры и творческие задания.
«Герои сказок».
Описание.
Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей – девочек из разных сказок»
«Волшебные слова».
Описание.
Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.
Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка, а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).
«Добрым молодцам урок».
Описание.
Цель: учить выделять мораль в сказочных текстах.
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.
«Перечисли действия героев»
Описание.
Цель: учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.
Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия.
ВЫВОД:
Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Скачать
КОММЕНТИРОВАТЬ