Галина Дудко
Сообщение из опыта работы «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы по теме : «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС ДОО»
Старший воспитатель МБДОУ детский сад №9 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район Дудко Галина Николаевна
Публикация «Сообщение из опыта работы „Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.
В рамках ФГОС ДО учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, внедряю в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Всю работу по взаимодействию с родителями строю по трем направлениям. Это:
1. Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для выявления досуговых предпочтений провела анкетирование в группе на тему «Совместный досуг». Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя, направленной на развитие творческих способностей детей-15%
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности-45%;
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педагогического процесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях-40%.
На основе собранных данных, проанализировала специфику семьи, общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумала способы общения с родителями.
Определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
2. Информационно-познавательное направление
Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО определяет принцип партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на участие в реализации программы ДОУ в формате не привычного нам понятия «работы с родителями» и даже не взаимодействия, а сотрудничества.
В связи с этими изменениями очень важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Эта технология доступна к различным информационным источникам (электронным, печатным и др.) Средства информационно-коммуникативных технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, размещая необходимую информацию на официальном сайте МБДОУ детского сада №9 в уголках для родителей, досках объявлений. В папках-передвижках, используя сотовую связь общаясь по электронной почте, ощутила огромные преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. По электронной почте им рассылается текущая информация : срочные новости группы, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.
На официальном сайте МБДОУ детского сада №9, размещаю
преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. При работе с сайтом учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, персональные сведения о воспитанниках и родителях без их согласия.
Для повышения педагогической компетентности родителей также использую :
-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику» и др.);
- день открытых дверей. Видео-презентация «Художественно-эстетическое развитие детей в семье»; совместное создание предметно – развивающей среды;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями памятки для родителей, буклеты, рекомендации для родителей и т. д.) ;
- использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;
-Уголок для родителей «Интересное о музыке».
3. Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям :
•устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
• укреплять детско-родительские связи;
• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;
Совместно с родителями провели такие мероприятия как :
«Осенняя ярмарка»
«Конкурс детско - родительских поделок «Осенние мотивы»
«День матери»
«Новогодние приключения»
Фото - выставка «Мамочка любимая»
«День Победы»
«Неразлучные друзья – взрослые и дети!»
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
В результате использования новых форм взаимодействия воспитателя с родителями :
1. Повысился уровень развития творческих способностей детей.
2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей : из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками творческо-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.
3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.
4. Родители стали более компетентны в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.
Таким образом, использование новых форм взаимодействия воспитателей с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно достигнуть положительных результатов. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.