Татьяна Шестакова
Из опыта работы с родителями воспитанников. Выступление на педсовете «Игра — ведущая деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют
душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы
счастливы тогда, когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью.
В. А. Сухомлинский
«Поиграйте со мной!» Как часто ребёнок обращается к нам с этой просьбой. Мы удивляемся: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Нам и невдомёк, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, покупаем другие игрушки. Но и о них он скоро забывает. - Ну, скажи, какую ты игрушку хочешь? - допытывается иная мать.
Публикация «Из опыта работы с родителями воспитанников, Выступление на педсовете „Игра — ведущая деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ребёнок молчит. Он ещё не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит: «Поиграйте со мной».
Конечно, раз-другой иной папа и удосужится поиграть с ребёнком, но каждый день – ни в коем случае! - Поиграй сам, - отказывается папа. - Помнишь, как ты хорошо играл с кубиками, с солдатиками.
Ребёнок помнит, но в ту же самую игру играть не хочет. Игра для него – не забава, как думают взрослые, игра для него – постижение нового, к чему он так жадно стремится. А мы его возвращаем к тому, что узнал, постиг.
В группе мы делаем всё, чтобы ребятам было интересно играть. Например, можно наблюдать такую картину: дети увлечённо строят дворец, словно никогда раньше не сооружали ничего подобного из кубиков. Они спорят, что-то доказывают друг другу. То и дело раздаё тся:
- Добавь ещё кубик! А сюда остроконечный.
Объясняется всё просто: накануне им рассказывали о средневековых замках с зубчатыми стенами, остроконечными круглыми башенками. Возник образ – сейчас по нему сооружается дворец.
Для игры нужен стимул, интересный замысел. Ребёнок, в силу малого жизненного опыта, незначительного багажа знаний, потому и просит нас: «Поиграй со мной». Он ждёт от нас подсказки, участия.
А как часто приходится быть свидетелем такой сцены. Ребёнок ходит за матерью по квартире и мешает ей.
- Иди поиграй! – просит она.
- Я уже играл.
- Ну, ещё поиграй!
Родители считают, что ребёнок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь. Игра в детстве является важнейшей деятельностью ребёнка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь.
Мы заметили, что редко кто из детей приходит в детский сад с любимой игрушкой или рассказывает о ней. Может быть, у ребят не так много игрушек? Посещая семьи воспитанников, мы увидели, что игрушек достаточно, но дети в них мало играют.
Мама Матвея пожаловалась:
- Чуть не каждый день покупаем игрушки, и родственники приносят, а он с ними почти не играет.
От нас не ускользнуло, что игрушки валялись где попало: на шкафу, под тахтой. В квартире так много мебели, что и поиграть негде, а главное, родители не очень разборчивы в выборе игрушек. Никакого принципа, никакого расчёта на вкус, возраст и склонности ребёнка. И между прочим мы спросили:
- Вы почтальоном работаете?
- Да. А что?
- Матвей любит в «почту» играть. У нас есть сумка. Кто-то из родителей принёс. Он наденет её, положит туда бумажки и разносит ребятам. Весело играет, даже стихи читает: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?.» Вот только фуражки у нас нет.
- Я сошью, - отозвалась мама.
- И ещё он любит строить.
- Это от папы. Папа у нас каменщиком на стройке в Москве работает.
Словно угадав наши мысли, мама сказала с грустью:
- Так кто знал, что он этим заинтересуется.
- Просто вы не играли с ним. А ваша сумка ему ближе и понятнее, чем все другие игрушки.
На групповом собрании разговор об игре продолжился. Но теперь речь шла о воспитательной роли игры. Со вниманием слушали родители рассказ о том, какие ценные качества приобретает ребёнок, играя.
Показали игры в «больницу», в «магазин», в «парикмахерскую». Дети ухаживали друг за другом, спешили прийти на помощь, слышались волшебные слова «пожалуйста», «спасибо».
И, как бывает в таких случаях, каждый что-то припомнил. Мама Андрюши рассказала о том, что с тех пор, как она приобрела для сына настольные игры, конструктор, мальчик стал более спокойным.
- А мы у своей дочери речь развиваем. Уж очень плохо она говорила, бессвязно, словно ей слов не хватает. Стали покупать больше красочных книг, детских журналов. Много читаем, пересказываем, разучили много коротких стихотворений, - поделилась мама Марии. – Сейчас дочка стала лучше говорить и запоминает больше.
И только мама Матвея молчала. Ей нечем было поделиться. Оставшись после собрания, она вспомнила, как однажды ходила с Матвеем в лес и на поляне играла с ним в футбол. Как он был весел тогда, как старался забить мяч в ворота. И ещё. Летом играли вместе в бадминтон. Сын подбрасывал воланчик, а она отбивала его ракеткой. Старалась отбить подальше, а если удавалось, то вызывала у Матвея восторженный крик. Он с восхищением смотрел на мать и ждал от неё нового чуда. Вот и всё, наверное. А в общем-то всегда ей было некогда уделить время для игр с сыном. И женщина мучилась теперь раскаянием.
Мы постарались утешить женщину и объяснить: ещё не поздно. Внимательно выслушала она рекомендации о руководстве игрой со стороны взрослых, о тактичном, умном партнёрстве, когда участие взрослого не давит, не подавляет инициативу и самостоятельность ребёнка.
- Да, надо попробовать. И уголок для игр отвести. И об интересных играх подумать, - размышляла она вслух.
…Как-то Матвей пришёл в детский сад со своей собственной сумкой. Были в ней маленькие посылочные ящики, бандероли и письма. Много разноцветных конвертов. Счастливый и довольный мальчик раздавал их ребятам. Вручил письмо и воспитателю. В нё м было написано: «Спасибо вам за добрые советы. Многому вы меня научили. Мы играем…»