светлана луковкина
Опыт работы «Формирование информационной безопасности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество немыслимо без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов. «Компьютерные игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Такую защищенность ребенку могут и должны обеспечить, прежде всего, значимые взрослые то есть родители и мы воспитатели. В санпине прописано что использование эсо на занятиях детям 5-7 лет составляет 5-7минут но занятие неболее 20мин, а детям младше 5лет не используется (2.10.2).
Публикация «Опыт работы „Формирование информационной безопасности дошкольников“» размещена в разделах
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении воспитанника от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности. Согласно закону “информационная безопасность детей” – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Что такое информационная безопасность ребёнка? Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками. Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации. Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник :
1. Растет технически грамотным.
2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
3. Развивает логическое мышление.
4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
5. Улучшает память.
6. Учится концентрировать внимание.
7. Учится визуально воспринимать объекты.
8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
Но последние годы мы беспомощно наблюдаем за тем, как “компьютерные игрушки” вытесняют из жизни наших детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя иногда к деформации. Информация, полученная с экрана, воспринимается ребенком, как истина, обладающая силой внушения. Жаль, что смысл компьютерных игр чаще всего сводится к жестокости. Устраняя виртуальных противников, сюжет наполняется дракой, стрельбой, кровопролитием. Неокрепшая психика ребенка невольно входит в образ героя. Ребенок начинает привыкать, что проблемы можно решить, применяя физическую силу и грубость.
В результате дети, которые проводят много времени, играя в компьютерные игры, замыкаются в себе, порой теряются во времени и пространстве. Постепенно ребенок становится психологически зависимым от “компьютерного общения”, удаляясь от эмоционально-личностного общения с природой, семьей. С другой стороны, в современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Я как воспитатель в образовательном процессе всё чаще применяю традиционные и инновационные информационные технологии (использую ТСО, компьютер, интерактивную доску, дивайсы). Таким образом, происходит приобщение современного поколения к информационной культуре, без которой невозможно обойтись в наше время.
Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической и интеллектуальной чуткости. Вместе с тем в настоящее время существует множество мнений по поводу включения компьютера в жизнь ребёнка. Многие родители, стремящиеся сохранить зрение ребёнка-дошкольника, встают на позицию, исключающую возможность использования компьютера в домашних условиях. Другие родители, наоборот, стараются приучать ребёнка с раннего детства к реалиям современного мира посредством компьютерных развивающих игр. На чьей же стороне правда? Нужно ли детскому саду налаживать взаимоотношения с семьёй в новом формате? Старые формы контактов изживают себя. Нужно ли искать новые формы? Да, нужно. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем заняты. Необходим новый поиск продуктивных форм взаимодействия. И мы, специалисты дошкольного образования, должны им грамотно помочь.
В нашем ДОУи группе ведется работа по обеспечению информационной безопасности детей дошкольного возраста : созданы
Буклеты, брошюры, информационные стенды, папки передвижки «Дети и компьютер».
Родительские собрания: «Друзья или враги»(о влиянии телевидения и компьютерных игр на детей), «Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы этого общения», практикум «Компьютер – не забава», Консультации «Компьютер в детском саду: спорные вопросы», «Ребенок у компьютера», «Родительский контроль конкретных ресурсов», «Компьютер и ребенок: все за и против», «Компьютерные игры для дошкольников» (презентация)
Памятки для родителей
• Листовка для родителей дошкольников “Маленькие дети в Интернете”
• Безопасность детей в интернете
• Памятка родителям по управлению безопасностью в интернете
• Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних
• Безопасный интернет для дошкольного возраста.
Полезные ссылки
• Правила безопасности. Как обезопасить детей от получения негативного опыта в Интернете
• Памятка Управления «К» МВД России «Безопасный интернет»
• Презентация от ПАО
• "Ростелеком" на тему: Дети России в сети Интернет
• Памятка для родителей. Как обеспечить информационную безопасность ребёнку
5. Совместные мероприятия (праздники, круглые столы и пр.)
Таким образом, проведенная работа с воспитанниками и родителями возможно полностью не ограждает ребенка от столкновения с различными коммуникационными и вредоносными рисками, но предупреждает и учит справляться с возникающей угрозой и в спорных ситуациях, в первую очередь, обращаться за помощью к взрослым.