МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Елена Пашинина
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки,логоритмику и др.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

(нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Кроме «Сказки о весёлом язычке» делаем артикуляционную зарядку,сопровождая её сказкой «Весёлая прогулка» или детскими стишками.

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима длядальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Зрительная гимнастика

Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Развитие общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия.

Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Кроме популярных сегодня электронных зарядок стремлюсь использовать логопедическую ритмику,которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Дети выполненяют упражнения в заданном темпе и ритме, что способствует формированию необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

Развитие мелкой моторики

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, сухой бассейн, игры со счётными палочкам, шнуровки.

Су– дж ок терапия[/u] - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Использование су-джокмассажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Самомассаж

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняетприёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

* Можно использовать без специального медицинского образования.

Релаксация

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,

что необходимо для исправления речи. Упражнения рекомендуется

выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

• создание положительного эмоционального фона;

• снятие фактора тревожности;

• стимуляция двигательных функций;

• развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление);

• развитие способностей;

• растормаживание речевой функции.

Сказкотерапия

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие – как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Логоритмические занятия с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление, растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. Детям с моторной алалией на занятиях по связной речи предлагаются мнемодорожки в которых окошки открываются постепенно, чтобы не отвлекать внимание.

В таблицах и мнемодорожках используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.

Кроме тогодоброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий,т. к. в обучении обязательным является получение удовольствия от общения с педагогом и ощущение комфорта на занятии.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей В своей работе использую здоровьесберегающие технологии -как системный подход к обучению и воспитанию,построенный на стремленние педагога.

Любимая работа — любимые деткиЛюбимая работа — любимые детки В фотоальбоме собраны моменты рабочих будней. Я очень люблю свою работу и своих детей. И максимально стараюсь разнообразить и создать положительную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 13:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пашинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД