Светлана Мартынова
Консультация «Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ «СКАЗКОТЕРАПИИ» В ДОУ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ. (Статья)
В последнее время термин «сказкотерапия» звучит всё чаще и чаще. Соответствуя буквальной расшифровке значение слова «Сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментом психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским клиническим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги.
Публикация «Консультация „Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, ведь через образы сказок ребёнок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищё нность: чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства.
Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и осмыслений детям. Этому служит современная и классическая музыка, с которой дети знакомятся на музыкальных занятиях.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад. Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует сказку. Она помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. В ходе занятий дети разучивают короткие этюды сказочного содержания. Например, «Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчёлы» и др., играем в подвижные музыкальные игры с участием сказочных героев. Например, «Колобок», «Теремок» и др.
Особое место в моей работе занимает использование театрально-игровой деятельности, по средствам которой дети, начиная с младших групп, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др., а начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса». Дети старшего дошкольного образа выполняют более сложные характерные движения. Здесь основным приёмом является образный музыкально-двигательный этюд, - это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Особое внимание я уделяю выразительности движений. Например, этюд «Звери готовятся к зиме» : довольные медведи катят бочки с мёдом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, весёлые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку. Хитрая лиса ходит вокруг. Элементы этих этюдов находят своё место в играх, хороводах, в постановке спектаклей, в праздничных инсценировках сказок.
Остановлюсь именно на музыкальной сказке, как на определённом этапе работы по развитию творческих способностей.
Что такое музыкальная сказка? Это музыкальное либретто, сценические действия героев, диалоги, характерные танцы. Непосредственно работу с маленькими артистами я начинаю, знакомя их с сюжетом сказки и разучивания музыкального материала. Все желающие могут попробовать себя в разных ролях и потом, сообща, выбираем тех ребят, которые наиболее непосредственно и удачно создали образ того или иного героя сказки. Каждому ребёнку подбирается роль в соответствии с его речевыми, пластическими и актёрскими возможностями. Нет проблем в связи с тем, что кому-то достаётся роль отрицательного персонажа, кому-то только танцевальные номера. А некоторым и вовсе небольшая эпизодическая роль. Занятия над разучиванием сказки проходят в разных формах: общие, небольшими группами, индивидуальные. Репетиции идут, в основном, в форме этюдов: детям предлагается самостоятельно действовать в заданных обстоятельствах. Я им ставлю задачу, стараясь заострить внимание на мотивах поведения персонажей сказки, иногда даю советы. Действия детей часто носят импровизационный характер. Творческие находки поощряются и в дальнейшем фиксируются юными исполнителями. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывая интересные интонации, жесты или мимику. Пока идёт работа над спектаклем, дети запоминают все роли и, если кто-нибудь из них вдруг заболеет, то всегда есть, кому заменить. Всё это способствует становиться нашим детям гораздо дружнее, у них возрастает чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое выступление становится для них праздничным событием. В процессе работы над спектаклем формируется творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребёнок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье и со сверстниками. Так, используя различные методы и приёмы сказкотерапии, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и вера в себя.