Наталья Морозова
Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях
Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной, а это значит, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Развитию тонкой моторики способствуют продуктивные виды деятельности детей, в том числе и конструирование.
На занятиях с использованием конструирования отмечается высокая мотивация детей.
Публикация «Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедические занятия
- Темочки
Ниже приведены задания с включением Лего-конструирования, направленные на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности.
Развитие звукопроизношения и фонематического слуха.
Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].
«Произнеси звук кратко и протяжно»
Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.
Педагог:
«Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато.»
Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.
«Продолжи узор и произнеси слоги»
Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.
Педагог:
«Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».
Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.
«Собираем чемодан»
Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.
Педагог:
«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».
«Поймай звук»
Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.
Педагог:
«У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».
«Различаем звуки»
Предварительная работа:выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.
Педагог:
«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».
«Где находится звук?»
Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.
Педагог:
«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».
Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.
«Подбери слова к схемам»
Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.
Педагог:
«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».
Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.
Развитие слоговой структуры слов
«Оркестр»
Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.
«Двумя руками сразу»
Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.
Педагог:
«Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.)».
Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.
«Пальчики жмут на кнопочки»
Педагог предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.
«Посчитай слоги»
Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Раздели словечко»
Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Рассели животных по домам»
Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.
Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.
Работа по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования
«Паровоз»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).
На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики» :
- Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.
Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.
«Один-много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.
Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
«Огромный, средний, маленький»
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.
Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).
При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:
- конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.)
- составление описательного рассказа о созданном предмете
- изучение названий частей предмета и т. д.
Развитие просодической стороны речи
В данном разделе предлагаются задания, направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.
«Лесенка»
Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».
«Какой слог громче?»
Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трех слогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слогов ударением выделяется первый слог.
Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации
«Артикуляционная гимнастика»
Задание 1.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато 3-ри детали в ряд. Затем, указывая по очереди на детали дети выполняют заранее оговоренные артикуляционные позы: 1- я деталь – поза «Заборчик», 2 - я деталь – поза «Трубочка», 3-я деталь – поза «Спрятали губки». Вариант: педагог указывает детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.
Задание 2.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато 4-ре детали в следующем порядке: вверху, внизу, слева и справа. Затем дети в заданном порядке указывают по очереди на детали и выполняют движения языком (упражнения «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится», «Лопаточка», «Иголочка»).
«Продолжи узор»
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато начало узора из 3 – 4-х деталей, затем продолжают его самостоятельно.
В качестве оборудования для занятий я рекомендую использовать конструктор марки «Лего» или подобный ему. От прочих наборов конструкторов, конструкторы марки «Лего» выгодно отличаются удобством крепления, привлекательным внешним видом, разнообразием деталей. Количество деталей конструктора должно соответствовать количеству детей и быть достаточным для проведения занятий. На начальном этапе работы с применением конструктора необходимо провести ознакомительное занятие, на котором детям будет предоставлена возможность «познакомится» с конструктором. На этом занятии детям нужно показать основные способы крепления, договориться о названии деталей.
Предложенные задания и их модификации могут значительно разнообразить логопедическую работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий педагога.