Светлана Гнилицкая
Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение «Дошкольники-волонтеры — новая форма социально-коммуникативного развития»
Одной из современных инновационных форм работы с социумом в дошкольном образовании является волонтерская деятельность
Волонтёрская деятельность -это широкий круг деятельности, включающий предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Публикация «Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Существует проблема волонтерского движения – это отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Главной целью этого движения, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основной задачей дошкольной организации является научить ребенка жить в социуме. Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств: милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений.
Что бы реализовать данную технологию, в дошкольном учреждении я создаю необходимые условия в каждый режимный момент, например: дети старших групп, помогают малышам подготовиться к прогулке, включаются в сюжетно-ролевую игру с малышами, учат их этой игре. На репетициях у малышей дети из подготовительной группы помогают разучивать стихи, песни и танцы для утренников. Успешно реализовать в нашем учреждении, ее можно, когда старшие дошкольники берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в группе или на прогулке. Такое разновозрастное общение помогает детям из младших групп легко пройти процесс адаптации и формировать необходимые социально-значимые качества личности.
Большинство воспитателей не считают проведение данной технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на нехватку времени и отсутствие опыта.
Не секрет, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, не был передан игровой опыт.
Самых активных волонтеров из числа детей подготовительных групп можно отметить и наградить грамотами и памятными подарками во время выпускного бала, а благодарным малышам поставить танец для волонтёров и прочитать стихи-благодарности и пожеланий успеха будущим первоклассникам.
Можно так же проводить волонтерские акции с участием родителей и детей, но перед тем, как вовлечь родителей в волонтерское движение, необходимо провести родительское собрание и узнать об их отношении к волонтерству. А так же составить тему, план и содержание мероприятий. После подвести итоги работы и определить перспективы развития волонтерского движения в детском саду.
Одним из видов волонтерской деятельности в нашем детском саду является социальная акция.
Основная цель социальных акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
При разработке и подготовке социальной акции ставим перед собой следующие вопросы:
- на решение какой проблемы будет направлена социальная акция;
- кто является ее целевой группой;
- какова цель социальной акции, и какие задачи она решает;
- когда и где проходит социальная акция : на улице или в учреждении;
- совместно с кем;
- какова форма социальной акции : концерт, уличное действие и т. п.
- как подготовить и провести социальную акцию?
Каждая акция состоит из трех основных этапов:
• подготовительный этап – мотивация детей к деятельности;
• основной этап - планируемые действия;
• аналитический этап - подведение итогов.
Подготовительный этап: Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.
Основной этап - реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, чаще всего заканчивающиеся сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров и др.). Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки. Одним из важных условий любой акции обязательное привлечение родителей к ее подготовке и проведению.
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.
Примеры волонтерского движения в старших группах :
• Привитие культурно — гигиенических навыков: дети старшего дошкольного возраста учат детей младшего дошкольного возраста правильно мыть перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; а также помогают малышам одеваться в определенной последовательности;
• Трудовая деятельность: помогают поддерживать порядок в группе, а также формируют у малышей бережное отношение к игрушкам и книгам, оказали помощь в реставрации книг; показывают, как ухаживать за растениями в уголке природы; оказание помощи в сервировке столов;
• Театрализованная деятельность: показ разных видов театров (пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр ложек, игра драматизация);
• Образовательная деятельность: рассказы маленьких волонтёров на разную тематику (о родном городе, о безопасном поведении на дороге, улице, о транспорте и т. д.); помощь воспитателю младшей группы в проведении непосредственной образовательной деятельности: подготовка к занятиям, в проведении занятий, помощь детям на занятиях.
Следующим этапом развития волонтерской и добровольческой деятельности стал выход на общегородские акции и социальные проекты. Были реализованы следующие акции и мероприятия:
• городская экологическая акция «Чистый Зеленый Наш»;
• пропаганда ЗОЖ «Семейный велозабег»;
• акция «Здоровые Мы – здоровая нация» (совместно с молодежным волонтерским движением СОЮЗ ДК п. Майна);
• всероссийская акция «Вода России»;
• всероссийский флэш - моб «Голубая лента»;
• региональные экологические акции «ЭкоЕль», «Зимняя Сказка», «ЭкоИгрушка»;
• акция «Покорми птиц зимой»;
• акция «Поможем братьям нашим меньшим» (помощь приюту для животных кормом);
• акция «Добрый пластик» (сбор пластика для компании ПОЛИКРАФТ);
• всероссийская акция по сбору книг для детей ДНР и ЛНР «Дети - детям»;
• Видеопоздравление ко Дню Победы совместно с волонтерами Ширинского Дома творчества и «Волонтерами Победы»;
• акция «Георгиевская ленточка», «Открытка ветерану» (совместно с МБОУ СОШ №3 им. Героя России Д. Медведева) и другие.
Таким образом, я считаю, что волонтерская деятельность в детском саду – это оптимальная ситуация, когда происходит передача опыта (игрового, социального, познавательного) от старших к младшим дошкольникам, а так же развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь.
За время внедрения и реализации волонтерского движения были получены следующие результаты:
-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у воспитанников не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и были сформированы навыки социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.