Папки-передвижки

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности

Аля Никитина
Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение для воспитателей «Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

1 слайд

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.

2 слайд

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.

Публикация «Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности» размещена в разделах

3 слайд

Цель:

-способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности через чтение художественной литературы.

Задачи:

- развивать познавательные способности, творческие способности,

-сформировать основные правила личной безопасности;

воображение, мышление, коммуникативные навыки;

- воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.

4 слайд

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы.

5 слайд

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В работе с дошкольниками используются литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки.

6 слайд

Особое место среди них занимает сказка. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:

• В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

«Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

«Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например, в форму полицейского.

• Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать.

• В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко.

• Шарль Перро сказка «Золушка» героиня была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

• А. Н. Толстой «Приключение Буратино» кот Базилио и лиса Алиса были очень приветливы, но оказались коварными и злыми. Внешность человека может быть обманчивой.

Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной называются «Осторожные сказки», эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:

• Сказка «Умный наперсток»- безопасность в нашем доме

• Сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?

• Сказка «Золотая рыбка»- безопасность на воде

• Сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу

• Сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т. д.

7 слайд

При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях :

• К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом», М. Шереметьева «Заячья елка», Р. Салихова «Валины неприятности», Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками» дети понимают, что «спички детям - не игрушка».

В произведениях :

• С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, О. Смирнов «Степной пожар», С. Г. Полеев «О силе огня», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» - также показывают о возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем.

• Л. Куклин «Сталевар», А. Фетисов «Куда спешат красные машины», М. Дмитриева «Тетя Варя – электросварщица» О. Иоселиани «Пожарная команда» - в этих произведениях рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть помощником, если с ним правильно обращаться.

• В рассказе М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» повествуется о причине небрежного обращения с электроприборами, вследствие чего, случился пожар.

Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, произведения Чугая «Сказки по безопасности».

Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

8 слайд

Просмотр или прослушивание сказок.

Аудиосказки- добрые поучительные произведения, в которых не используются прямые наставления. При этом воспитательный эффект таких сказок достаточно высок. Обычно в них описываются знакомые жизненные ситуации, в которых нужно сделать выбор или произвести правильное действие. Героями могут являться люди, животные, птицы и даже насекомые. Слушая аудиосказки дети учатся на примерах, как вести себя в разных случаях, и делают соответствующие выводы.

9 слайд

К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Ребенок, глядя на рисунки, воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

10 слайд

Мнемотаблица- уникальный метод в работе с дошкольниками.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Преимуществ от данной техники множество, например:

-Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.

-Развивается речь, увеличивается словарный запас.

-Представления об окружающем мире расширяются.

-Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.

-Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

-Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга, а также раскрываются творческие способности детей.

10 слайд

Для закрепления и усвоения большей информации в работе необходимо использовать разнообразные игры. Детям предлагаются множество вариантов настольно- печатанных игр, дидактических игр. В свободное вечернее время мы стараемся играть в сюжетно-ролевые игры, например «Светофор», «Вылечи больного», «Доставка груза», «Безопасность на стройке», театрализованные игры. Детям нравятся игры- соревнования, где они с радостью собирают разнообразные пазлы, преодолевают препятствия, спасают героев из разных сказок, вспоминают названия произведения и содержание, разгадывают загадки, конструируют. Допустим строят новый теремок для животных, чтобы все поместились. По сказке «Гуси-лебеди» преодолевают препятствия.

11 слайд

Квест- игра " Путешествие по сказкам". Игра интересна тем, что здесь необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера, перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Ребята проходят разнообразные лабиринты, испытания, встречаются с разнообразными героями из сказок и выполняют их задания, например: «Вспомни сказку», «Кто есть кто?», «Конкурс знатоков», «Корзинка с потерянными вещами». С помощью иллюстраций из прочитанных произведений проводиться игра «Расшифруйте имена героев», «Найди предметы» и т. д. Выполнив задание, дети получают подсказку уже для последующего. Принимая участие в испытаниях, дети учатся работать в команде, проявляют решительность и открывают в себе новые способности и знания о безопасности.

По изучению и закреплению правил безопасности детям необходимо организовать и встречи с людьми этой профессии.

12 слайд

В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться на вопросах пожарной безопасности, и безопасности на улицах. Вместе с напоминанием об опасностях, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах. Чтобы получить большего результата усвоений правил безопасности предлагаются для домашнего чтения множество художественных произведений, домашний просмотр мультипликационных фильмов, сказок, прослушивание аудиозаписей, аудио-сказок в вечернее время, так же, чтобы дети развивали усидчивость и слуховое восприятие. Родители принимают участие в конкурсах, в изготовлении разнообразных макетов, активно заполняют анкеты.

13 слайд

Таким образом, можно прочитать книгу и обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребенок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

Целенаправленное и системное использование произведений и разнообразных приемов способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

А сейчас, уважаемые коллеги, я вам предлагаю отправится в путешествие " В страну сказок".

Давайте мы с вами разделимся на группы по 2 человека. Со своим напарником возьмите листочки и отгадайте какая сказка там зашифрована.

1. Сильные птицы, яблоки, кисель. (Гуси – лебеди)

2. Лес, дорожка, мука. (Колобок)

3. Слезы, Петух, коса. (Заюшкина избушка)

4. Горох, лес, гусли. (Кот, петух и лиса)

5. Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6. Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят)

7. Подружки, высокое дерево, лиса. (Снегурушка и лиса)

8. Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко)

9. Дорога, угощение, больная родственница. (Красная шапочка)

10. Бедные родственники, коза, герань. (Кошкин дом)

11. Поле, полено, долгожительница. (Буратино)

12. Лес, медведь, тяжелая ноша. (Маша и медведь)

13. Семья животных, поломанная мебель, девочка. (Три медведя)

А теперь скажите, какие принципы безопасности нарушили герои вашей сказки?

1. Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна.

2. Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми

3. Пустил в дом постороннего. Не мог постоять за себя.

4. Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно.

5. Не слушал сестру, пил грязную воду.

6. Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом.

7. В лесу нельзя отходить далеко от родных, нельзя всем доверять.

8. Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи.

9. Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки.

10. Оставили камин без присмотра.

11. Совал нос куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив.

12. В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей.

13. Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.

13 слайд

Спасибо за участие в игре!

Творческих успехов!

Публикации по теме:

«Неделя Правил Пожарной Безопасности»«Неделя Правил Пожарной Безопасности» "Неделя Правил Пожарной Безопасности"Педагог: Цареградская Анна Сергеевна В детском саду № 59, города Каменск-Уральского, прошла неделя.

Зимние забавы с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности Видео Уважаемые коллеги, доброе утро! Наступила долгожданная зима, укутав снегом участки! Помните, как в детстве, когда проснувшись, вдруг обнаруживаешь,.

Квест-игра в старшей группе «Знатоки правил безопасности»Квест-игра в старшей группе «Знатоки правил безопасности» Программные задачи: формировать у воспитанников представления о правилах поведения в различных опасных для жизни ситуациях, формировать.

Дидактические схемы для пересказывания художественных произведенийДидактические схемы для пересказывания художественных произведений Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения. Несмотря на то, что для детей пересказ – это самый легкий.

Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасностиКартотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин.

Конспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группеКонспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группе Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на льду водоема. Задачи: -упражнять в составлении творческих.

Конспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группеКонспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группе Конспект «Безопасное использование газа в быту» для детей подготовительной группы Цель: Повышение компетенций обучающихся по безопасности.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Квест-игра «Страна Правил Безопасности»Квест-игра «Страна Правил Безопасности» Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкальная, познавательно - исследовательская. Интеграция образовательных.

Фотоотчет о выставке детских художественных работ «Зимняя сказка»Фотоотчет о выставке детских художественных работ «Зимняя сказка» Уважаемые коллеги, перед вами – выставка детских работ, созданных под впечатлением от созерцания зимнего пейзажа. На интегративных занятиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 23:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности» (включая файлы) размещена пользователем Аля Никитина (УИ 1684349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД