Аля Никитина
Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для воспитателей «Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
1 слайд
Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.
2 слайд
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Публикация «Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности» размещена в разделах
3 слайд
Цель:
-способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности через чтение художественной литературы.
Задачи:
- развивать познавательные способности, творческие способности,
-сформировать основные правила личной безопасности;
воображение, мышление, коммуникативные навыки;
- воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
4 слайд
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы.
5 слайд
Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В работе с дошкольниками используются литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки.
6 слайд
Особое место среди них занимает сказка. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:
• В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
• «Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
• «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например, в форму полицейского.
• Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать.
• В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко.
• Шарль Перро сказка «Золушка» героиня была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
• А. Н. Толстой «Приключение Буратино» кот Базилио и лиса Алиса были очень приветливы, но оказались коварными и злыми. Внешность человека может быть обманчивой.
Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной называются «Осторожные сказки», эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:
• Сказка «Умный наперсток»- безопасность в нашем доме
• Сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?
• Сказка «Золотая рыбка»- безопасность на воде
• Сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу
• Сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т. д.
7 слайд
При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях :
• К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом», М. Шереметьева «Заячья елка», Р. Салихова «Валины неприятности», Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками» дети понимают, что «спички детям - не игрушка».
В произведениях :
• С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, О. Смирнов «Степной пожар», С. Г. Полеев «О силе огня», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» - также показывают о возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем.
• Л. Куклин «Сталевар», А. Фетисов «Куда спешат красные машины», М. Дмитриева «Тетя Варя – электросварщица» О. Иоселиани «Пожарная команда» - в этих произведениях рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть помощником, если с ним правильно обращаться.
• В рассказе М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» повествуется о причине небрежного обращения с электроприборами, вследствие чего, случился пожар.
Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, произведения Чугая «Сказки по безопасности».
Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.
8 слайд
Просмотр или прослушивание сказок.
Аудиосказки- добрые поучительные произведения, в которых не используются прямые наставления. При этом воспитательный эффект таких сказок достаточно высок. Обычно в них описываются знакомые жизненные ситуации, в которых нужно сделать выбор или произвести правильное действие. Героями могут являться люди, животные, птицы и даже насекомые. Слушая аудиосказки дети учатся на примерах, как вести себя в разных случаях, и делают соответствующие выводы.
9 слайд
К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Ребенок, глядя на рисунки, воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
10 слайд
Мнемотаблица- уникальный метод в работе с дошкольниками.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Преимуществ от данной техники множество, например:
-Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
-Развивается речь, увеличивается словарный запас.
-Представления об окружающем мире расширяются.
-Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
-Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
-Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга, а также раскрываются творческие способности детей.
10 слайд
Для закрепления и усвоения большей информации в работе необходимо использовать разнообразные игры. Детям предлагаются множество вариантов настольно- печатанных игр, дидактических игр. В свободное вечернее время мы стараемся играть в сюжетно-ролевые игры, например «Светофор», «Вылечи больного», «Доставка груза», «Безопасность на стройке», театрализованные игры. Детям нравятся игры- соревнования, где они с радостью собирают разнообразные пазлы, преодолевают препятствия, спасают героев из разных сказок, вспоминают названия произведения и содержание, разгадывают загадки, конструируют. Допустим строят новый теремок для животных, чтобы все поместились. По сказке «Гуси-лебеди» преодолевают препятствия.
11 слайд
Квест- игра " Путешествие по сказкам". Игра интересна тем, что здесь необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера, перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Ребята проходят разнообразные лабиринты, испытания, встречаются с разнообразными героями из сказок и выполняют их задания, например: «Вспомни сказку», «Кто есть кто?», «Конкурс знатоков», «Корзинка с потерянными вещами». С помощью иллюстраций из прочитанных произведений проводиться игра «Расшифруйте имена героев», «Найди предметы» и т. д. Выполнив задание, дети получают подсказку уже для последующего. Принимая участие в испытаниях, дети учатся работать в команде, проявляют решительность и открывают в себе новые способности и знания о безопасности.
По изучению и закреплению правил безопасности детям необходимо организовать и встречи с людьми этой профессии.
12 слайд
В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться на вопросах пожарной безопасности, и безопасности на улицах. Вместе с напоминанием об опасностях, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах. Чтобы получить большего результата усвоений правил безопасности предлагаются для домашнего чтения множество художественных произведений, домашний просмотр мультипликационных фильмов, сказок, прослушивание аудиозаписей, аудио-сказок в вечернее время, так же, чтобы дети развивали усидчивость и слуховое восприятие. Родители принимают участие в конкурсах, в изготовлении разнообразных макетов, активно заполняют анкеты.
13 слайд
Таким образом, можно прочитать книгу и обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребенок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.
Целенаправленное и системное использование произведений и разнообразных приемов способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.
А сейчас, уважаемые коллеги, я вам предлагаю отправится в путешествие " В страну сказок".
Давайте мы с вами разделимся на группы по 2 человека. Со своим напарником возьмите листочки и отгадайте какая сказка там зашифрована.
1. Сильные птицы, яблоки, кисель. (Гуси – лебеди)
2. Лес, дорожка, мука. (Колобок)
3. Слезы, Петух, коса. (Заюшкина избушка)
4. Горох, лес, гусли. (Кот, петух и лиса)
5. Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
6. Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят)
7. Подружки, высокое дерево, лиса. (Снегурушка и лиса)
8. Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко)
9. Дорога, угощение, больная родственница. (Красная шапочка)
10. Бедные родственники, коза, герань. (Кошкин дом)
11. Поле, полено, долгожительница. (Буратино)
12. Лес, медведь, тяжелая ноша. (Маша и медведь)
13. Семья животных, поломанная мебель, девочка. (Три медведя)
А теперь скажите, какие принципы безопасности нарушили герои вашей сказки?
1. Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна.
2. Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми
3. Пустил в дом постороннего. Не мог постоять за себя.
4. Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно.
5. Не слушал сестру, пил грязную воду.
6. Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом.
7. В лесу нельзя отходить далеко от родных, нельзя всем доверять.
8. Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи.
9. Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки.
10. Оставили камин без присмотра.
11. Совал нос куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив.
12. В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей.
13. Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.
13 слайд
Спасибо за участие в игре!
Творческих успехов!