СВЕТЛАНА КОЛЬБОВА
Сообщение для воспитателей «Формирование грамматического строя речи в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для воспитателей на тему :
«Формирование грамматического строя речи в сюжетно – ролевой игре»
подготовила воспитатель
Кольбова Светлана Михайловна
2017г.
Грамматика - как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов).
Публикация «Сообщение для воспитателей „Формирование грамматического строя речи в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам, словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет большое значение, т. к. только морфологически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и закреплении грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Пути формирования грамматического строя речи :
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленным на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок в речи детей.
Методы формирования грамматического строя речи.
• Дидактическая игра;
• Игры – драматизации;
• Игры – забавы.
• Разговор
• Беседа
• Словесные упражнения;
• Рассматривание картин;
• Чтение и рассказывание художественных произведений;
• Пересказ коротких рассказов, сказок;
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Используют и такие приемы, как создание проблемных ситуаций, подсказ нужной формы, исправление ошибки, вопросы подсказывающего и оценочного характера, привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении правильных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Особое значение для речевого развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно – ролевая игра. Сущность сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Сюжетно-ролевая игра способствует :
-закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствованию разговорной речи;
- обогащению словаря;
- формированию грамматического строя языка.
Проведение сюжетно – ролевой игры включает в себя следующие компоненты.
Познакомить детей с содержанием игры, с игровым материалом.
Объяснить ход и правила игры.
Показать игровые действия, обыграть вместе с детьми различные ситуации.
Подвести итоги игры (отметить и приветствовать успехи детей, поощрять самостоятельность, поддерживать инициативу).
Сюжетно – ролевая игра «Почта»
Цель игры. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения).
Расширять представления детей о профессиях людей, работающих на почте (кассир – операционист, начальник почты, сортировщик, почтальон, водитель). Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, формирование грамматических навыков речи, совершенствование диалогической формы речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Подготовка к игре
• Беседа «Почта в жизни человека»
• Экскурсия на почту (родители с ребёнком, обменяться впечатлениями.
• Беседа о профессиях людей, работающих на почте
• Рассматривание иллюстраций по теме
• Чтение стихотворения С. Маршака «Почта», рассказа С. Баруздина «Необычный почтальон»
• Д/и «Назови адрес»
• Д/и «Угадай, что изменилось»
• Изготовление с детьми конвертов, книжек – малышек, открыток.
• Изготовление воспитателем двух почтовых ящиков с символикой почта России и индексом почтового отделения города.
• С помощью родителей изготавливаем коробки для посылок, бандероли; собираем газеты, детские журналы, письма, открытки.
• Использование сюрпризных моментов (получение письма от Деда Мороза) с целью поддержания интереса детей к игре;
• Воспользовались приемом «Составление письма» (дети помогают педагогу написать письмо Деду Морозу). Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи» помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения, активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, является важным условием развития связной речи.
Игровые роли и правила.
Выделяются роли сортировщиков, почтальонов, начальника почты, кассира – операциониста, посетителей.
Организуя работу по формированию грамматической стороны речи у детей посредством сюжетно-ролевой игры «Почта», мы прежде всего планировали задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривали возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр.
В результате нами была проведена следующая работа по формированию грамматического строя речи :
• Совершенствование навыка образования формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (много писем, газет, журналов, открыток, телеграмм)
• Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами
• Совершенствование умения образовывать существительные, обозначающие названия специальностей работников почтового отделения
• Совершенствование умения образовывать форму творительного падежа имени существительного (почтальоном, почтой, работой, обслуживанием)
• Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (ответственный почтальон, почтовое отделение, срочная телеграмма, две газеты, пять журналов)
• Упражнялись в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).
• Совершенствование навыков образования и использования в речи глаголов с различными приставками (ехал, поехал, выехал, приехал, пошел, зашел, принес, положил)
• Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
• Упражнять в использовании в речи притяжательных местоимений (мое, твое, наше письмо)
• Совершенствовали навыки образования форм глаголов в повелительном наклонении (стой, принеси, разложи, найди, а также умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам.
• Совершенствовали навыки образования форм сослагательного наклонения (я хотел бы отправить заказное письмо, получить бы посылку)
• Правильное употребление в речи разноспрягаемого глагола хотеть (хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят)
• Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Нарисую маме праздничную красивую открытку.)
• Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений.
• Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из шести – семи слов.
• Обучение составлению сложносочиненных предложений.
• Обучение составлению сложноподчиненных предложений.
Сюжетная ролевая игра - любимый вид деятельности дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности. Сюжетно-ролевая игра выступает в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, поэтому, особое внимание следует обратить на планирование руководства игрой, анализ возможностей игры для полноценного речевого развития.