Надежда Борисова
Формирование грамматического строя речи.
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование грамматического строя речи"
(Логопедическая группа)
Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [c],[ с’], [ ш], [ ш’] изолированных, в словах и фразах, учить дифференцированию звуков [с] и
[ш ]на слух и в произношении;
- определять местоположение звука в слове;
- закреплять представление о слогах;
- повторить употребление притяжательных прилагательных в речи;
Развивающие:
Публикация «Формирование грамматического строя речи,» размещена в разделах
- развивать выразительную речь, память, внимание и воображение у дошкольников.
Воспитывающие:
- воспитывать эмоциональную восприимчивость детей через художественную литературу
Оборудование:
Карточки с картинками, где звуки [с] и [ш] находятся в начале, середине, в конце слова; портреты А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского; костюмы и шапочки-маски к сказке- опере «Репка», шапочки-маски «Мухи- цокотухи», бабочки; самовар, чашки для инсценировки отрывка из сказки «Муха- цокотуха», игрушка-кошка; книжки- раскраски.
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего настроения.
- сегодня мы с вами вспомним и поговорим о звуках [с] и [ш]
- какие это звуки (согласные)
-звук [ш] он какой? Твердый или мягкий? (твердый)
-звук [с] ,какой? (твердый)А [с’]? (мягкий)
-молодцы.
- Давайте немного поиграем и посмотрим, умеете ли вы различать звуки на слух. Я буду называть различные звуки, слоги и слова. Если услышите звук [с] – хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]- поднимите руку. Будьте внимательны: с,ш, ж са, ша, ва, на, ла, шо, фа, чи, су, фи, со, аш, ош, ус, ос, ок, сок, шар, пол, миска, лошадь, лиса, укол, мишка, роза.
- Молодцы. А теперь послушайте чистоговорки и повторите за мной.
Са-са-са- на траве лежит роса (Дети встряхивают кистями рук)
Су-су-су- мы увидели лису (Приставляют раскрытую ладонь к глазам).
Си-си-си- в речке плавают караси (Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо- влево.)
Ся-ся-ся- мы поймали карася (Поднимают и опускают сложенные ладони).
Аш-аш-аш- делаю массаж (Дети пальцами правой руки делают массаж левой руки.)
Ыш-ыш-ыш- шумит камыш (Поднимают руки вверх и качают ими вправо-влево.)
Иш-иш-иш- в небо улетишь (Поднимают руки резко вверх).
Ши-ши-ши- свечи потуши (Дуют на воображаемые свечи).
- А сейчас, дети,подойдите к столам. Посмотрите на свои столы, у каждого из вас лежит карточка с картинками. В каждой картинке прячется звук [с]. Посмотрите внимательно на свои картинки, рассмотрите, что на них нарисовано, найдите слово на картинке, в котором прячется звук [с] и определите, где находится в слове этот звук. Слушайте задание очень внимательно.
- Поднимите картинку вверх те, у кого звук [с] находится в начале слова.
- Поднимите картинку вверх те, у кого звук [с] находится в конце слова.
- А теперь поднимите вверх картинки те, у кого звук [ с] спрятался в середине слова.
Молодцы. Все справились!
Физкультминутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, руки вверх,
Шевелитесь, пальчики-
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо, на носочках.
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем
Теперь садимся тише, тише -
Притихнем, словно в норках мышки.
Дети садятся на ковер.
- Дети, посмотрите, кто это к нам крадется! (кошка) Вы как думаете? Посмотрите, чья это лапа высунулась (кошачья). А чьи это ушки? (кошачьи). А хвост чей (кошачий). А чья мордочка? (кошачья). И правда, кошка.
- Здравствуйте, дети! Пришла посмотреть на вас. Сказали мне, что вы знаете разных писателей и поэтов! Это правда? А вот сейчас и проверим! (выставляются портреты А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака).
Дети называют, кто изображен на портретах.
Воспитатель- Какие сказки Ф. С. Пушкина вы знаете?
Дети – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «У Лукоморья дуб зеленый»…
Воспитатель – Молодцы! А какие сказки написал К. И. Чуковский?
Дети- «Мойдодыр», «Краденное солнце», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Бармалей» и т. д.
Воспитатель- А что написал С. Я. Маршак?
Дети – Он написал «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке».
- Молодцы. Вы и вправду знаете писателей и поэтов И помните много интересных сказок и произведений этих писателей.
Воспитатель:
- А сейчас дети покажут отрывки из сказок. Вы должны назвать эту сказку и кто их написал.
Инсценировки отрывков из сказок «Телефон», «Муха-цокотуха», Чуковского К. И. «Сказка о глупом мышонке» Маршака С. Я.
- А еще дети любят отгадывать загадки о сказочных героях:
***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор (Айболит)
***
Человек не молодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
И вообще для всех людей,
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это. (Карабас- Барабас)
***
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
***
На сметане мешен,
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (колобок).
***
Она дружит с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята. (Мальвина)
Кошка:
- Сколько загадок вы знаете! А вы догадались, из какой я сказки? (дети перечисляют)
- А вот и не догадались! Я из сказки Репка. Я помогала деду, бабке, внучке и Жучке тянуть репку. (или «Правильно я из сказки Репка»). А вы эту сказку читали?
Воспитатель:
- Дети не только читали эту сказку, но и подготовили сказку- оперу «Репка». Хочешь посмотреть?
Инсценировка сказки- оперы.
Кошка благодарит детей.
-Спасибо! Молодцы! За такое старание вам от меня подарки- раскраски сказочных героев.