Елена Игоревна Банщик
Центр эмоциональной разгрузки в ДОУ как средство формирования психологической стабильности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для педагогов на тему
«Центр эмоциональной разгрузки в ДОУ как средство формирования психологической стабильности ребёнка»
Сегодня речь пойдёт о центре психологической разгрузки для детей, который включает в себя уголок настроения и уголок уединения с тактильным центром.
Публикация «Центр эмоциональной разгрузки в ДОУ как средство формирования психологической стабильности ребёнка» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, в процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, отдохнуть, почувствовать себя защищённым.
Основные задачи:
1. Создать центры психологической разгрузки в группах в соответствии с ФГОС, включающие уголки настроения и уголки уединения.
2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.
3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия его развития.
Центр эмоциональной разгрузки обязательно включает в себя «Уголок настроения». Целью создания которого, является отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказание своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Далее педагоги знакомятся с вариантами названий и оформления уголков настроения в группе (слайды видеопрезентации)
«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок может поиграть любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Уголок уединения в детском саду необходим для снятия эмоционального напряжения, отдыха и релаксации, а также выплёскивания негативных эмоций (для старшего дошкольного возраста).
Далее педагоги знакомятся с вариантами изготовления, оформления и оснащённости уголков уединения в группе (слайды видеопрезентации).
Помимо уголка уединения и настроения центр эмоциональной разгрузки должен иметь тактильную зону, необходимую для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций (пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорную игрушку «Море в коробке», настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки).
В уголке уединения должна быть зона обогащения новыми впечатлениями и знаниями, которая включает в себя различные дидактические игры, книги, альбомы с семейными фотографиями детей, альбомы коллекций (пейзажи, шуточные картинки, открытки, наклейки, фантики и т. д.).
Немаловажными атрибутами психологического уголка является знакомство детей с различными эмоциональными состояниями посредством дидактических игр, например, таких как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру. Уединившись, ребенок может примерить на себя любую эмоцию, посмотрев пособие «Маски настроения».
Эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о предназначении уголков настроения и уединения, их оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Уголок уединения ограничен шторками, которые должны быть полупрозрачными или в виде лент для того, чтобы педагог мог контролировать ситуацию, если в этом есть необходимость. Если кому-то из детей решает уединиться, педагог прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувство уверенности, постоянства.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.1.)