Раиса Кузнецова
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами песочной терапии
«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» - сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Первое место, куда ведет мамочка своего малыша - это песочница. Здесь ребенок может долго пересыпать песок из лопатки в ведерко, делать «куличики» или просто брать песок в кулачок и наблюдать, как он высыпается.
Публикация «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Нет ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игры с песком. Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется собственный мир, где ребенок может выдумывать и фантазировать.
На сегодняшний день, немаловажное значение для развития детей играет песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Именно посредством песочной терапии можно воздействовать на ребенка в преодолении его внутренних переживаний, корректировать эмоционально-поведенческие нарушения, а также стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки и снижать его психоэмоциональное напряжение.
Психоэмоциональное напряжение – это разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности. При этом в психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности.
На занятиях по песочной терапии дети получают возможность самостоятельно создавать свои миры, где являются полноправными хозяевами, там они проигрывают свои скрытые страхи и тревоги, волнующие ситуации, дают выход агрессии, получают новую модель поведения, становятся спокойнее и увереннее, усваивают первичные нравственные нормы. Занятия способствуют формированию позитивной самооценки.
Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
В своей деятельности по снятию психоэмоционального напряжения я использую следующие виды работы с песком:
• песочные планшеты с подстветкой,
• кинетический песок,
• цветной песок.
На занятиях с песочными планшетами использую такие техники как: рисование руками по образцу, рисование воздухом, что способствует формированию правильного дыхания и снятию эмоционального напряжения; рисование с помощью кисти.
В работе с кинетическим песком я чаще всего использовала игры: придумай историю, чьи следы, кто спрятался, песочный город и другое.
На занятиях с цветным песком делаем аппликации. Данный прием работы хорошо развивает так же и навыки самоконтроля. По моим наблюдениям, ребятам дается тяжело брать и насыпать песок двумя, тремя пальчиками, им удобнее брать песок горстью, но тогда работа получается не аккуратной.
Хотелось бы так же отметить, что работа с песком в нашем учебном заведении ведется и с педагогическим коллективом, ведь только эмоционально здоровый педагог может воспитать эмоционально здорового ребенка!
В работе с песочной терапией очень много плюсов : она замечательно развивает мелкую моторику, песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление.