Лариса Зайченко
Сложности адаптации детей раннего возраста к условиям дома ребенка
Сложности адаптации детей раннего возраста к условиям дома ребенка
В первые годы жизни ребенка формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой он растет и развивается.
В домах ребенка дети, как правило, находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения.
Публикация «Сложности адаптации детей раннего возраста к условиям дома ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Младшая группа
- Темочки
Термин адаптация означает «приспособление». Это универсальное свойство всего живого. Качественным отличием человека от всех остальных живых организмов является его существование в социальной среде.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, и более низкий уровень социальной адаптированности.
Классификация адаптации по степени тяжести:
1. Легкая адаптация.
Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. При этом отмечается не значительное снижение аппетита. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Ребенок не болеет в период адаптации.
Легкая адаптация отмечается в основном у детей моложе 8 – 9 мес. или старше 1,5 лет с благоприятным анамнезом.
2. Адаптация средней тяжести.
Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20 – 30 дней. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.
Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей в возрасте от 9 мес. до 1,5 лет. Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них есть отклонения в состоянии здоровья.
3. Тяжелая адаптация.
Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и более) и тяжестью всех проявлений.
Эмоциональное состояние длительно нарушено. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становиться капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во снр, легко пугается.
Изменения к лучшему происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния.
Темп нервно-психического развития замедляется.
Адаптация в такой форме протекает, как правило, у детей более старшего возраста – после полутора лет жизни, имеющих в анамнезе сочетание вредных воздействий с сильным влиянием факторов, снижающих функциональную активность коры головного мозга