Татьяна Лобова
Консультация «Следует ли обучать детей нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте?»
▼ Скачать + Заказать документы
Следует ли обучать детей нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте?
За продолжительное время работы в детском саду пришлось поработать по разным программам. Самое интересное, что приходилось выполнять всё «от и до», невольно ограничивая детей и себя в творчестве. Как-то было принято всё делать по «образцу», который в своё время был дан преподавателями. Ведь было время, когда проверяющие сравнивали детские работы с образцом воспитателя. И если работы детей не соответствовали образцу воспитателя, то воспитатель с работой не справляется.
Публикация «Консультация „Следует ли обучать детей нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Теперь другое время – можно не навязывать свою точку зрения детям на окружающий мир, а дать им возможность творчески реализоваться.
Работа каждого педагога направлена на то, чтобы вся образовательная деятельность приносила детям радость и удовольствие. И я в своей работе стараюсь давать детям только положительные эмоции. Только с желанием выполненная работа приносит удовольствие.
Все люди появляется на свет с врожденными творческими способностями. Однако, их возможности скрыты. Что делать? Просто их следует своевременно развивать.
Когда лучше развивать творческие способности? Конечно, в дошкольном возрасте. Что развивать? Развивать воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
Прошли годы и я пришла к выводу, что обучение по типовой программе, не дает возможности детям развивать творчество, выражать в рисунках свои эмоции. С таким мнением можно не согласиться. Однако то, что при реализации Образовательной программы детям навязываются определенные штампы, то с этим не поспорить. В частности, сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности.
Я считаю, что решать данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, развивает наблюдательность, формирует способность видеть красоту природы.
Рисование это ведь самое интересное и увлекательное занятие детей. И если ребенок тянется к творчеству, то его необходимо обеспечить всем необходимым: бумагой, карандашами, красками. У ребенка должно быть всё самое необходимое под рукой.
В детском возрасте рисование имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Изучая детские рисунки, можно проследить как развивается наблюдательность, расширяется кругозор, художественный вкус, творческие способности ребенка.
Для того, чтобы создать в группе необходимую обстановку для творчества, изучила психологическую и методическую литературу специалистов.
«Особое место в развитие творческого потенциала личности дошкольника занимает изобразительное искусство, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом»- так считает Давыдова Л. В. в своей статье «Творческая направленность нетрадиционных техник рисования».
«Воображение в жизни и деятельности ребенка очень велико: без воображения не был бы возможен процесс рисования, так как ребенок не может рисовать, не представляя конечного результата» - считает Крутецкий В. А. Также он предлагает открывать для дошкольников творческие кружки, где их будут обучать специальным методическим приемам, например, рисованию иллюстраций.
Мне очень понравилась статья А. Ильиной «Рисование нетрадиционными способами рисования». В этой статье утверждается, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. «Эмоция - это процесс и результат деятельности, прежде всего художественного творчества». Ильина считает, что прививать любовь к изобразительному искусству необходимо с младшего возраста, рекомендует использовать нетрадиционные способы изображения. Как то: кляксография, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, ладошкой, разбрызгивание и другие.
В кляксографии я использую коктейльные трубочки – выдувание воздуха на краску, метод разбрызгивания кисточкой, метод обычной кляксы, метод использования ниточки (по методике Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования»). Детям очень нравится смешивать краски, экспериментировать.
Изучая тему по обучению детей рисованию нетрадиционными способами, нашла прекрасные рекомендации и методические разработки в статье Рогаткиной Т. Х. «Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке» где она предлагает печатание различными предметами. Она считает, что выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребенком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на черновом листе бумаги: поролоновым тампоном, ладошкой, крышечкой фломастера, всевозможными пробочками.
В группе, в уголке по изобразительной деятельности, у нас есть все самое необходимое и доступное для детского творчества и дети с удовольствием создают свои шедевры.
Очень хорошо использовать в детском рисунке способ печати листьями. Лист клена, дуба, тополя, благодаря интересной форме краев, дают широкий выбор и вариативность их использования в работе. Для получения четкого и яркого оттиска следует использовать густые водорастворимые краски, ограничить смачивание кисти водой, т. к. густо набранная краска ложится лучше на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски.
Занятия нетрадиционными способами рисования развивают воображение, а воображение - это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира.
Было бы ошибочным думать, что воображение развивается само собой и для этого достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать, и я это делаю прибегая к устному народному творчеству - загадкам, пословицам, сказкам.
Одним из главных источников воображения является природа. Процесс познания природы обогащает опыт ребенка, создает основу для развития фантазии. Мы совершаем целевые прогулки, наблюдения, экспериментирование, рассматривание живых объектов и т. п. Активизируя фантазию детей, помогаю развитию их воображения, самостоятельности, творческих способностей.
Результаты работы в этом направлении имеют положительную динамику: дети стали с удовольствием рисовать в свободное время разными техниками, результаты НОД гораздо выше. Родители довольны.
Таким образом, проблема обучения детей нетрадиционным приемам рисования актуальна. Применение нетрадиционных методов рисования вне занятий не только развивает мелкую моторику, наблюдательность, воображение, художественный вкус, творческие способности, но и развивает детскую самостоятельность, мышление. Все это дает возможность подготовить ребенка к обучению школе.