Елена Терещенко
Конспект интегрированного занятия по лепке с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе «Сказочная гжель»
▼ Скачать +Заказ
Конспект интегрированного занятия по лепке с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе на тему:
«Сказочная гжель»
Цель: формировать у детей представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
Познавательное развитие
Публикация «Конспект интегрированного занятия по лепке с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Продолжать знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности.
- Закреплять умение делать выводы, умозаключения во время исследовательской деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
- Формировать умение выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму).
- Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.
- Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук, представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Речевое развитие
- Развивать речь как средство коммуникации.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением.
Предварительная работа: беседы с детьми о народном творчестве; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбомов по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Материал: презентация «Сказочная гжель», аудиозапись песни «Незабудковая гжель», образцы изделий народных промыслов, шаблон посуды, пластилин синего цвета, салфетки, доски, глиттер серебряного, синего цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня утром почтальон принёс посылку, кто же нам её прислал? И что в ней?
Давайте её откроем? Смотрите, здесь много разных предметов. Нужно их достать и рассмотреть внимательнее. (достают разные предметы: доски, ложки, самовар и др)
Воспитатель:
А как называется эта роспись?
Послушайте стихотворение, и найдите предметы о которых в нём говорится…
«Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,
Кувшины, кружки - быль или небыль? Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье, словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпение - русская звонкая Гжель!»
(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: дети, а у вас дома, есть изделия с такими синими узорами?
Ответы детей
Воспитатель:
Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине - голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймёте сами.
Слушайте сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит Деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы и мастерство своё показать.
Да людей порадовать, край свой прославить. Думали - думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду, расписывая её синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свои умения показывать.
Один мастер лепил чайники: носик в виде головки курочки. Уж очень они хороши! А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников*
Другой мастер посмотрел, подивился, но лепить чайник не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку*, на спине кита вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне катится, за ним собачка бежит. Над головой кита-фонтан завитушками, а глаза рыбы-точно розы.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной улыбается рыбка хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница*
Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные- высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка - норушка, гордый конь Ракушка*. Никому не страшен такой Лев он немножко смешной. Грива у него как роза! Делают в Гжели и часы*. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу - доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает…
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонка родимая*. Её трава шёлковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойно восхищения*.
Вот так повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошие мастерами были.
Всего одна краска …А какая нарядная и праздничная получилась роспись*.
Воспитатель:
Понравилось ли вам сине-голубая сказка?
Ответы детей:
(беседы по сказке)
Воспитатель:
- О каком промысле это сказка?
- Из чего же мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель:
Давайте теперь отдохнём).
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель:
Ребята, а давайте мы сделаем выставку из предметов, которых достали из посылки. Дети делают выставку из изделий народного промысла, внимательно их рассматривая.
Воспитатель: - Для чего нужно гжельские изделия?
- Почему Гжель называют сине-голубой? (ответы)
Воспитатель:
Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить свой сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом, при помощи пластилина.
Дидактическое упражнение: «Чудесный мешочек»
Воспитатель:
В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет свой предмет сервиза, который будет украшать.
Дети выбирают посуду и садятся за столы
Воспитатель:
- узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым рассмотрим узор на чайнике какими узорами украшен чайник? ответы
- где расположен цветок? в середине на одной стороне посуды
- из каких элементов состоит цветок? Серединка и лепестки.
- на что похожи лепестки цветка? На капельку.
Капелька- один из любимых элементов мастеров Гжели.
Алгоритм выполнения работы.
Серединка цветка
. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
Лепестки - капельки
. Из шарика делаем овальную форму, раскатываем его прямыми движениями пальцев рук. Затем, с одной стороны прищипываем по кругу. Получилось капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
Воспитатель: дети.
Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр
. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель: дети, начнем наше творчество?
А поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
Негромко звучит фоновая музыка. Дети приступают к работе…
В конце занятия, готовую работу дети украшают глиттером и оставляют ее на столе.
Воспитатель: о каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей
Воспитатель: послушайте стихотворение…
«Сине-голубые розы, листья, птицы,
увидев нас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре- синяя капель.
Это называется просто роспись - Гжель»
Заключительная часть
Анализ готовых работ. Организация творческой выставки на стенде.
И вот такая красота у нас получилась! ;)