яна коткина
Родительское собрание «Сказкотерапия в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на родительское собрание на тему : «Сказкотерапия в семье»
Полезные советы и рекомендации для родителей
Что такое сказкотерапия? Это способ сблизиться со своим
ребёнком. Личность формируется в детстве и сказкотерапия –
это один из самых лучших способов донести своему ребенку
Публикация «Родительское собрание „Сказкотерапия в семье“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.
Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих
родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком,
это способствует не только укреплению моральных ценностей у
детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.
В чм отличие сказки и сказкотерапии?
Многие задумаются, разве сказка и сказкотерапия не одно и то же!
Не совсем. Сказки, которые мы слушаем перед сном, отличаются
от сказки в терапевтических целях тем, что сказкотерапия - это
способ решения конкретной проблемы, опредлнного ребнка. В
практической психологии довольно часто используется этот метод,
который стал актуальным в наше время.
Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы
можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на
какие-то темы. Детям младшего возраста проще донести серьзную
информацию, используя при этом фантастические и невероятные
примеры, которые в сказках преувеличены, что дат детям лучше
осознать то, что ему хотят рассказать.
Какую пользу оказывает сказкотерапия?
Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами,
воспринимает вс реально. В сказках используются метафоры,
гиперболы – способы завлечь ребнка тем, о чм повествуется. И
дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребнок
чем-то обеспокоен, он сразу же «примеряет» ситуацию из сказки на
себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу
же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия,
таким образом, способствует ребнку перенять на себя позитивную
сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.
Как провести сказкотерапию?
Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.
· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.
· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.
· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
О русских народных сказках
Колобок
Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.
И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.
Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.
Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот — уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.
С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденым.
Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.
Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные — люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.
Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
Репка
Традиционное толкование сказки : в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки — и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.
Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
Сказка о курочке Рябе
Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай - на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т. е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Петушок — Золотой гребешок
Это сказка о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
А еще на примере доверчивого петушка можно объяснить ребенку, что не стоит разговаривать с незнакомыми на улице и т. д.
Заюшкиная избушка
В сказке детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Вот такие вот смыслы скрыты в русских-народных сказках. Про образы Ивана-дурака и Бабы-Яги можно читать и обсуждать на форуме. Разбираться и копаться можно не один вечер! А лучше всего делать это вместе с ребенком! Может быть он поймет то, чего взрослые понять не в состоянии?
Как читать сказки ребенку?
Можно найти в доме фигурки или сделать их самим, нарисовать вместе с ребенком декорации и попробовать поставить мини спектакль по сказке. Например, Вы читаете сказку, а малыш действует фигурками. Останавливайтесь и спрашивайте ребенка, а почему этот герой так поступил, какое у него настроение, что он чувствует, когда с ним это произошло…
Не нужно ничего разъяснять ему, особенно скрытый смысл. Вы можете сказать : мне кажется, что этот герой, так себя повел, потому, что, а как ты думаешь?
В конце сказки спросите ребенка, а хочет ли он что-нибудь изменить в сказке? Предоставьте ему такую возможность.
Расшифровывать сказки полезно предлагать ребенку, вы родители, можете для поддержания интереса приводить свои домыслы, но это не значит, что они единственно верные.