Якушева Ирина
Родительское собрание в старшей группе «Профилактика вредных привычек в семье и влияние вредных привычек на здоровье детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создание условий для осмысления родителями остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.
Задачи:
Формирование представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье ребенка и его социальное благополучие.
Формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Профилактика вредных привычек в семье и влияние вредных привычек на здоровье детей“» размещена в разделах
Ход собрания : Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об одной из самых актуальных проблем современного общества- о вредных привычках и их профилактике. Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
Привычка – это вторая натура. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно.
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия.
Все знают, что пьянство-большое зло, что злоупотребление спиртными напитками подрывает здоровье людей, их силу и волю.
Много горя приносит оно семье, причиняет вред воспитанию детей. Ведь пьянки, скандалы оставляют печальный след в сознании людей и нередко определяют их дальнейшую судьбу. Будучи частыми свидетелями диких сцен, дети становятся нервными, грубыми, жестокими, эгоистичными, нередко они плохо учатся.
Помните родители, что на вас ложится обязанность не только накормить детей, одеть их, но и самое главное - хорошо их воспитать, вывести на правильную дорогу. Они должны стать хорошими специалистами, честными тружениками, любящими вас и свою Родину. Не успевайте задавать себе вопрос: что я делаю для того, чтобы мой ребенок стал по-настоящему человеком? Помните всегда о силе примера и о том, что дети прежде всего берут пример с вас, родителей. Ребёнок как «губка» начинает вбирать в себя все то, что является его окружением. Мать и отец – это Вселенная малыша, других людей ребенок не так часто наблюдает. Тяга к сигаретам, пиву — это именно те привычки, от которых следует избавиться хотя бы ради своих детей. Родителям нужно обращать больше внимания на то, что они делают в присутствии детей. Дома курить – нельзя, пить – нельзя. В большинстве семей именно родители являются наибольшим авторитетом для ребенка. И он невольно или сознательно перенимает их поступки. А если ему чего-то не позволяют делать, то малыш чувствует себя оскорбленным. Особенно ребенка смущает, когда родители сначала позволяют копировать свои привычки, а потом запрещают. Не самый показательный пример — когда родители дают ребенку пробовать пиво, а потом почему-то говорят, что детям нельзя его пить.
Некоторые ученые считают, что алкоголь-явление наследственное. Однако это не так. Известно немало примеров, когда дети алкоголиков в течение всей жизни не употребляют спиртных напитков. Все зависит от обстановки, в которой дети воспитываются. Сын алкоголика, если он попал в хорошую среду и получил правильное воспитание, не будет пить. А сын непьющего, если будет воспитываться в среде, где все пьют и его принуждают пить, может стать алкоголиком.
Врачи давно заметили, что дети зачатые в состоянии опьянения, рождаются часто неполноценными, ослабленными, физически болезненными. Среди детей алкоголиков гораздо выше процент заболеваний эпилепсией. Дети алкоголиков плохо растут, плохо учатся, становятся непродуктивными работниками, а порой и инвалидами до наступления старости. Уже при рождении дети алкоголиков имеют показатели роста и веса примерно на 20% ниже, чем дети непьющих родителей.
Далеко не безразлично для ребенка и употребление алкоголя кормящей матерью. Потребление алкоголя женщиной в период кормления грудным молоком отрицательно сказывается на качество молока.
Замедленное развитие детей в семьях алкоголиков обусловлено еще и тем, что эти дети растут гораздо худших условиях. Сказываясь на семейном бюджете, пьянство одного или обоих родителей отражается на характере питания семьи, на гигиенических условиях. В доме пьяницы часто царит беспорядок, условия жизни можно расценивать как антисанитарные. Это приводит к тому, что и без того ослабленный от рождения ребенок в дальнейшем останется хилым и болезненным. Дети, растущие в семьях алкоголиков, получают дурные уроки недостойного поведения: грубость, развязность, недобросовестное отношение родителей к труду- все это закладывается в душу ребенка, травмирует его. Недаром в народе говорят, что сколько муж выпил водки, «столько жена и дети пролили слез».
В условиях семейного неблагополучия дети лишаются возможности нормально жить и учиться. Нарушается режим дня. Дети не досыпают, живут в постоянном страхе, в напряжении, становятся возбудимыми, пугливыми, плаксивыми. Так постепенно развиваются заболевания, называемые невротическими состояниями, возникает проблема «нервных», «трудных» детей.
Нам, людям, свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек - "это звучит гордо", но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. Итак, родители, а сейчас мы перейдем к практической части нашего собрания.
Первое задание «Как сказать НЕТ!». Родители делятся на пары. Первый предлагает второму попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, а второй отказывается, аргументируя свой отказ. Затем участники меняются ролями.
Анализ упражнения:
1. Вопросы к первому участнику:
-Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали?
- Всегда ли отказ звучал убедительно?
2. Вопросы ко второму участнику:
-Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения. Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания.
- Было ли вам сложно отказать собеседнику? Почему?
Второе задание «Вырвись из круга».
Родители образуйте круг. Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почетное звание. Теперь вы стоите один в центре круга, в окружении плотного круга людей, держащихся за руки, выражение их лиц вам пока не ясно. За пределом этого круга - жизнь. Ваша задача - выйти в жизнь, доказать нам, используя веские аргументы, что вы действительно достойны этого. Но если вы не сделаете этого за 1 минуту, вы погибнете.
Инструкция по кругу: каждый из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить этого достойного человека. У вас нет задачи - дать ему смерть. Ваша задача - выпустить человека, но только полезного для общества.
Итак, задача человека в кругу - выбраться из круга всеми возможными методами.
Всем известна пословица "Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, а здоровье потерял - все потерял". Почему так говорят?
Нездоровый человек не может полноценно жить: работать, учиться, т. е. радоваться жизни, ему мешают боль, болезни.
Третье задание: «Аргументы»
В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкоголя, превращается в орла, которого без труда заклюет курица, превратится в барана самого безмозглого и тупого в стаде, а тот, кто выпьет 3 рюмки – станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы, ни сияния звезд. Пьяный несчастен сам и приносит несчастье другим.
Говорят, что пьянство – национальная традиция русских. Или это трагедия? Обсудите этот вопрос. Поговорите о культуре потребления спиртных напитков. Разделитесь на две команды. Первая команда «за», вторая – “против” употребления алкогольных напитков. Приведите аргументы в пользу или во вред алкоголя.
“ЗА” “ПРОТИВ”
1. Повышает настроение.
2. Придает смелость.
3. Обеззараживающее средство (при уколах, операциях)
4. Согревающее средство (примочки, компрессы)
5. Обезболивающее средство (при операциях)
1. Загубленное здоровье (цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, туберкулез, диабет и др.)
2. Загубленное потомство.
3. Проблемы в семье, ссоры, разводы.
4. Сокращение жизни, смерть от употребления суррогатов, отравления.
5. Аварии, несчастные случаи в быту.
6. ДТП (травмированны по вине водителей, находившихся в состоянии в алкогольного опьянения)
7. Причина пожаров (1/3 всех пожаров – алкоголь + сигарета)
8. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.
9. Понижение работоспособности, прогулы на работе, потеря работы, деградация личности.
10. Запрет в будущем на профессию, учет в наркодиспансере.
11. Рождение больных и ослабленных детей.
Четвё ртое задание: «Реклама» Родителям необходимо придумать рекламу одного из алкогольных напитков или табачных изделий, которое сообщало бы правду о продукте по подгруппам.
Реклама табака и здоровье.
Реклама алкоголя и здоровье.
Реклама здоровья и зависимости.
Родители делится на группы по 4 человека. Каждая группа рекламирует какой-нибудь товар. Все остальные задают вопросы и высказывают сомнения в его качестве и пользе для здоровья.
В ходе упражнения «Реклама» родители приходят к выводу.
Цель рекламы – продать как можно больше товара и получить прибыль. Реклама призвана подчеркивать достоинства и скрывать недостатки продукции, а не давать объективную информацию.
СМИ тоже работают не бесплатно, значит, передаваемая через них информация оплачена тем, кому это выгодно. Чтобы не стать доверчивым простачком, из которого умные торговцы тянут денежки, нужно воспринимать информацию критически.
Подведение итогов родительского собрания : Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на развитие ребёнка, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения. Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей. В настоящее время, ученые пытаются придумать средства, которые смогли бы помочь людям избавиться от таких вредных привычек, как: курение, алкоголизм, наркомания и. т. д. Но главное лекарство хранится в самом человеке, в его голове.
Только сам человек может себе помочь решить эту трудную проблему, отказаться от вредной привычки. Безусловно, профилактика вредных привычек – это реально действующий способ, который поможет многим людям в преодолении вредных привычек.
Оценка эффективности представленных информационных материал
Родители пришли к выводу о том, что дети не должны видеть как родители употребляют алкоголь даже в праздничные дни, курят в присутствии детей. Будут всячески препятствовать тому, чтобы в сознании ребенка бутылка вина, пачка сигарет заняла место в ряду жизненных ценностей, чтобы с вином были связаны хоть какие-нибудь положительные эмоции. Следует использовать любую возможность для выработки у ребенка критического отношения к пьяницам и к спиртному, подчеркивать положительные качества людей, не злоупотребляющих алкоголем. Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, настроены отрицательно по отношению к алкоголю, а во-вторых, правильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и отнимающей способности, лишающей человека его будущего.
Список использованных источников
1. В помощь социальному педагогу / сост. Н. С. Криволап. - Мн. : Красико - Принт, 2006. - 128 с.
2. Здоровый я - здоровая страна / сост. Л. Н. Воронецкая, Е. А. Попок. - Мн. : Красико-Принт, 2008. - 128 с.
3. Колесов, Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании: кн. для учителя / Д. В. Колесов. - М. : Просвещение, 2004. - 80 с.
4. Левко, А. И. Социальная педагогика. : уч. пос. - Мн. : УП "ИВЦ Минфина", 2003, - 341 с.
5. Не дай себя убить. Правда о наркотиках и алкоголе. - Мн. : "Беларускi кнiгазбор", 2002. - 32 с.
6. Пятницкая, И. Н. Пить - значит не быть / И. Н. Пятницкая. - М. : Академия, 2007. - 176 с.
7. Школа здоровья /сост. Е. М. Люсько, Ю. А. Лежнёва - Мн. : Красико-Принт, 2006. - 176 с.
8. Ястребов, А. В. Лекция о влиянии алкоголя на организм человека: Алкоголь и правонарушения / А. В. Ястребов. - Москва: Высш. шк., 2007. - 96 с.