Александра Полякова
Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении уже 15 лет в нашем дошкольном учреждении – д/с «Здоровый ребенок» свою работу ведет дошкольная группа для детей с заиканием. Работа группы основывается на адаптированной системе СГЛПТ Карповой Наталии Львовны для заикающихся подростков и взрослых. В нашей работе мы вместе с логопсихотерапевтическими технологиями используем сказкотерапию (для детей) и библиотерапию (для родителей).
Публикация «Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных и речевых нарушений и совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Цель сказкотерапии – снижение тревожности, страхов у детей, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.
Говоря о заикающихся детях нельзя не отметить подвижность их нервной системы, склонность к неврозам и эмоционально-волевую нестабильность. И конечно, сказка – наиболее действенный метод помогающий справиться со сложным невротическим состоянием наших детей. Через сказку мы пытаемся найти наиболее близкий образ сказочного героя каждому нашему воспитаннику. Отождествляя себя с любимым сказочным персонажем ребенок учится быть смелым, сильным, уверенным в себе, своих силах, возможностях. Учится вместе со своим героем справляться с трудностями, преодолевать препятствия, спорить с неудачами. Вместе со своими любимыми героями мы учимся и красиво говорить. И, конечно, нашим детям нелегко говорить, пусть даже у многих из них нет еще страха речи, чувства неловкости и неполноценности за свою речь. Обычное высказывание в маленьком коллективе - это уже большое испытание на их жизненном пути. Но когда ребенок «прячется» за образ своего героя, говорить ему становится легче.
Сказкотерапии уделяется достаточно длительный с рок -1.5 месяца, прежде чем мы переходим к следующему за сказкотерапевтическим этапом, Сеансу эмоциональнострессовой терапии. На этапе работы с со сказкой мы реализуем следующие задачи:
- Способствовать эмоционально-смысловому восприятию окружающего мира и общества, пониманию нравственных ценностей и норм поведения.
- Стимулировать развитие творческих способностей у детей.
- Развивать навыки коммуникации и эмоциональной саморегуляции, способность преодолевать трудности и страхи.
- Формировать умение произвольно концентрировать внимание на ощущениях собственного тела, чувствах и переживаниях.
- Активизировать речь детей, добиваться плавности и четкости речи, развивать правильное диафрагмальное дыхание, длительность выдоха, расширять средства выразительности речи.
На протяжении многих лет нами для работы со сказкой были взяты многие известные произведения – «Синяя птица», Морис Метерлинк «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, переработка повести Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», любимые произведения Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок», ,«Русалочка», «Снежная королева», «Золушка» Шарля Перро, «Цветик семицветик» В. Катаева, «Иван царевич и серый волк», «Василиса Премудрая». Их можно перечислять и перечислять.
В нашей работе есть особый этап, который называется этапом «Погружения в методику или проживания методики». Это этап для работы в котором мы приглашаем родителей, для того, чтобы наиболее тесным образом познакомить их с различными способами, методами и приемами работы в преодолении заикания. На этом этапе проводятся различные детско-родительские занятия. Весь этап выстроен на путешествии в какой-либо сказочной истории. В этом году наиболее содержательной для нас и соответствующей возрасту, потребностям и возможностям наших воспитанников оказались сказка Н. Носова «Незнайка в цветочном городе» и «Незнайка в Зеленом городе». Вместе с друзьями коротышками мы ходили к друг другу в гости, проходили разные испытания, справлялись с трудностями, выручали Незнайку из разных неловких ситуаций. И, конечно, говорили о прекрасных голосах наших маленьких героев.
Однажды, наши коротышки просто их потеряли, а вместе с ними и свои красивые образы. И мы, всей дружной командой, вместе с родителями и педагогами помогали коротышкам вернуть их былую красоту, и прекрасные голоса. Каждый из воспитанников со своей семьей изготавливали куклу, заранее продумывался образ выбранного героя родителями, в тайне от детей. Весь образ собирался на конусообразную заготовку. После того как кукла обретала образ сказочного персонажа, ее нужно было озвучить, то есть подарить ей красивый голос. Одевая куклу на руку, дети говорили красивыми голосами своих сказочных героев, всю неделю сказочные герои упражнялись в речевых, темпоритмических, логоритмических упражнениях, приобретали новые знания и умения в области ораторского искусства, публичного выступления. По итогам недели проживания нас ждал праздник –сказка - «Полет на воздушном шаре». Каждая семья героя коротышки представляла свои номера для выступления и демонстрации приобретённых речевых и психологических умений.
Результатами проделанной работы можем считать :
-снятие эмоционального и телесного напряжения;
-снижение уровня тревожности и страха;
-развитие коммуникативных и речевых навыков, уменьшение запинок;
-развитие умения понимать свое настроение, чувства и эмоции;
развитие умения понимать и в доступной форме выражать свои чувства: страхи, гнев, обиду и пр. ;
- владение социальными навыками: способность взаимодействовать в группе, понимать и уважать себя и других, проявлять доброжелательность, оказывать помощь;
- развитие умения самостоятельно принимать решения.