Галина Альбрехт
Сказкотерапия в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
Музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Проблема: За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Публикация «Сказкотерапия в работе логопеда» размещена в разделах
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.
Актуальность: Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. К. Менегетти) и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева).
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.
У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Использование сказкотерапии в работе с детьми
. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Задачи сказкотерапии :
Развить речь детей с помощью:
Пересказывания сказок;
Рассказывания сказок от третьего лица;
Группового рассказывания сказок;
Рассказывание сказок по кругу;
Сочинение сказок.
Выявить и поддержать творческие способности.
Снизить уровень тревожности и агрессивности.
Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Развить умение преодолевать трудности и страхи.
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
Игры и упражнения, которые используются в моей совместной логопедической деятельности с детьми:
1. Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей — животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развитие сенсомоторной координации.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
2. Развитие общих речевых навыков:
Сила голоса
Игра: «Зайчик услышит наше ау — быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
Речевое дыхание
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
3. Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)
Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Этапы коррекционной работы. Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.
I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.
Задачи: Догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев; выразительно интонировать голоса героев сказки; для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных;
знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами; активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого.
II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.
Задачи: Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение; совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы; в играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Задачи: Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Очень важно включать на данном этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Особенности выбора сказок. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Королями, Солдатами и пр.
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Организация исследования. Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность.
Целью данного исследования явилось изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников, изучение взаимосвязи эмоционально-личностной сферы ребенка на развитие речи.
В ходе исследования были:
Выявлены уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка (рисуночный тест «Моя семья»);
Уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей (рисуночный тест «Моя семья»);
Определено речевое развитие ребенка на начало и конец учебного года (Перечень методик логопедического обследования, автор Кирьянова Р. А.);
Произведен анализ результатов;
Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в МДОАУ № 95, с детьми, посещающими логопункт, работа проводилась индивидуально.
Первый этап. Подготовительный. Отбор диагностического материала, игр; подготовка комплексной карты, бланков для заполнения полученных результатов логопедического обследования.
Второй этап. Основной.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления и сформированность эмоциональной сферы.
Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество. Проводится объективное исследование ребенка: исследование фонематических процессов, исследование экспрессивной речи и т. д.
Третий этап. Заключительный. Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его эмоционально-личностной сферы.
Анализ результатов. Из полученных результатов можно сделать вывод, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. После работы по данной методике у детей повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения, метод сказкотерапии способствовал позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготовило почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей. Данное исследования показало положительную корреляцию между методом сказкотерапии и развитием речи ребенка дошкольника.
Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка — это чудо!
Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.
Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.
Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.
В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:
• принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
• принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
• принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
• принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:
• создание коммуникативной направленности речевых высказываний
• совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
• развитие просодической стороны речи
• развитие диалогической и монологической речи
• приобщение детей к истокам народной культуры.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.
Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;
На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;
На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.
Задачи:
• развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
• побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
• выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.
II этап. Знакомство со сказкой.
Задачи:
• подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
• развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
• расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
• способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
• развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
• развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.
III этап. Путешествие по сказке.
Задачи:
• побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
• использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
• развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
• воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.
Задачи:
• развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
• побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
• развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
• побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.
Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.
Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.
Задачи:
• получить информацию об уровне сформированности связной речи
• определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Заключение
Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:
• У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
• Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.