Кристина Амбарцумян
Сказкотерапия в работе с детьми при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В недавнем прошлом при подготовке детей к обучению к школе применяли тетради, в которых дошкольникам предлагались задания на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. подобные пособия и методики рассчитаны на решение педагогических, а не психологических задач.
Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника. большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, слушать и выполнять требования (инструкции) педагога. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми при подготовке к школе» размещена в разделах
Очевидно, что работа по подготовке детей к обучению в школе работа должна строиться на основе разных подходов с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей воспитанников.
Одним из компонентом занятия педагога-психолога с детьми является игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. с помощью игр решаются задачи развития познавательных и психических процессов, создаются условия для взаимопонимания детей и взрослых, развития навыков общения со сверстниками, коррекции эмоциональных и личностных нарушений. Детям, которые в игре не научились добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.
Одной из важной технологией, применяемых на занятиях педагога-психолога с воспитанниками, является сказкотерапия. с помощью даннйо технологии возможно решать те или иные профессиональные задачи.
Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. слушая сказки ребенок может мечтать, думать, развиваться.
Остановимся подробнее на успешном опыте использования "лесных сказок" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологических программ и тренингов по подготовке детей к школе. Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
- сказки для адаптации к школе, дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя.
- сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности.
- сказки об отношении учеников к урокам и знаниям.
сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение.
Сказки, к которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.
Данный тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок. Его можно использовать также и для групповой и для индивидуальной работы с детьми. Содержание сказок можно изменить в зависимости от коррекционной задачи.
Таким образом, при подготовке детей к школе специалистам важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому играйте с детьми в сказку - обучая и обучайте по сказкам - играя.