Ольга Морозова
Роль сказкотерапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.
Есть такая присказка : народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.
Темочки:
Сказка – не обман, а тайна
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного (конечно же) героя на себя ребенок, во-первых:
четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
показывает, каким он видит решение проблем;
сам) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
помочь ему избавиться от той или иной привычки;
показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Придумывая, а главное – детально обговаривая) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
Пример сказки
Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.
Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он).
— Зачем? – удивился он.
— Есть хочу.
— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.
Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…
И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех, учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
образное мышление;
активную речь;
внимание;
умение связно выразить мысль;
творческие способности и фантазию;
все виды памяти;
умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.
Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.
Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.