Инесса Марканчева
Сказкотерапия с педагогами «Застенчивый булочник»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ:
Помочь участникам группы лучше узнать друг друга;
Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
Профилактика эмоциональной нестабильности;
Активизация эмоциональных ресурсов, обеспечивающих укрепление положительного эмоционального самоощущения, психологического комфорта.
Упражнение «Десять секунд»
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кротчайший срок – в течение 10 сек.
Публикация «Сказкотерапия с педагогами „Застенчивый булочник“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Понятно, что если вы отличны от других, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Просто Вы другой! И потому мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Итак, начинаем.
_ распределиться на тех, у кого есть часы на руке, и у кого их нет! Раз, два, три…десять. Стоп! Проверяем. Продолжаем ходьбу!
- распределиться по стилю обуви! (счет, проверка)
- по длине волос!)
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье)
- по любимому занятию в свободное время)
- по цвету глаз)
- по любимому времени года)
- по настроению, которое вы сейчас испытываете.)
Участники делятся впечатлениями от игры.
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в «гордом одиночестве», т. е. было оно «гордым» или каким то иным?
Однажды, много лет назад на землю спустилась Сказка,
И оживилось все кругом, наполнилось теплом.
Открыла людям путь она в чудесные миры.
Там чудеса повсюду бродят, кто ищет их всегда находит,
Чудесный мир… всегда добро навеки побеждает зло,
Живет в том мире волшебство. А вы туда попасть хотите?
Метод - сказкотерапия имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Функции сказок. Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерпии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: - о жизненно важных явлениях; - о жизненных ценностях;- о внутреннем мире героя.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том: - как устроен мир, кто его создал; - что происходит с человеком в разные периоды жизни; -какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина и женщина; - какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; - как приобретать и ценить дружбу и любовь; - какими ценностями руководствоваться в жизни; - как строить отношения с родителями и детьми; - как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека противостоянию негативным воздействиям духовного, эмоционального характера, исходящим из социума.
5. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Коррекционные функции сказки
1. психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
2. символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
3. принятие в символической форме своей физической активности
Возможности работы со сказкой
Сказка – богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.
1. использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. рисование по мотивам сказкам.
3. обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
4. проигрывание эпизодов сказки. Дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и поиграть эмоции.
5. использование сказки как притчи – нравоучения.
6. творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Сказка «Застенчивый булочник»
Читается текст сказки. По ходу сказки участники выполняют задания.
1. Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать три своих положительных качества. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то тоже будет трудно назвать свои качества, назовите три дела, в которых вы преуспели.
2. Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о трех хороших событиях, которые были у вас совсем недавно – сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм… Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям. Это может быть и очень неприметное событие – купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч… назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.
3. Давайте вспомним, какие три события в вашей жизни позволяют вам гордиться собой и почему. Иногда это бывают приятные, но незначительные события, иногда трудные, но успешно преодолеваемые проблемы. неважно какие из них вспомнятся сейчас…
4. И снова я обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите три положительных события, которых вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите каждое событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.
Сказка закончена. Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.
Рефлексия
- Скажите, трудно ли было назвать три своих положительных качества? Почему?
- Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие? Если трудно, то почему?
- Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться? Почему?
- Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете почему?
- как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на будущее?
Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо и корзину с угощениями (булочки и мармелад).
Приятное общение за чаем.