Ольга Герасимова
Консультация для воспитателей «Застенчивый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Публикация «Консультация для воспитателей „Застенчивый ребенок“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
Универсальное средство обучения общению — это творческая игра. Известные детские психологи И. Медведева и Т. Шишова на психокоррекционных занятиях с застенчивыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста с успехом использовали кукольный театр. Скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, ребенок не чувствует себя больше скованным. Сначала дети не хотели показывать сценки даже за ширмой, согласились только при поддержке родителей. Но уже через несколько занятий с удовольствием выступали самостоятельно. И многие перестали прятаться за ширмой и стали возвышаться над ней, без опаски глядя на зрителей. Кукольные представления можно устраивать и в домашних условиях, они способствуют развитию инициативы, раскрытию творческих задатков ребят.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором надо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше. Чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у застенчивых старших дошкольников. С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами. Начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа).
Педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью необщительного ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам детей, стимулируется возникновение игры.
Для того, чтобы застенчивые дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши», «Я начну сказку, а ты ее закончишь», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.
Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки.
Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии застенчивых детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц – лубяную. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы с их помощью можно было разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать, в том числе и необщительные дети.
Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность застенчивых детей : участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декорации, костюмов и т. п.
Сюжетно-ролевые, театрализованные игры связаны с играми со строительными материалами. Для того чтобы формировать у застенчивых детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам, вовлекает детей в обыгрывание постройки. Использует прием сотворчества: предлагает достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил. Любой вид конструирования (по образцу, по заданной теме, по собственному замыслу, по условиям, «стройка по моделям») подводит детей к творческому воплощению поставленной задачи. Надо помочь застенчивому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.
В жизни каждого ребенка игра очень много значит. Психологи считают, что подверженным страхам, неуверенным в себе детям показаны подвижные соревновательные игры: они повышают уверенность в своих силах, закаляют характер. Причем родителям следует отмечать успех ребенка : «Молодец, каким ты стал ловким!» Иногда застенчивые дети избегают игр, боясь сделать что-нибудь не так. В этих случаях родителям надо их терпеливо постоянно подбадривать, можно обратиться к помощи другого, более инициативного ребенка.
Творческие игры и занятия, совместные с ровесниками, помогают успешно преодолевать застенчивость.
При организации деятельности с застенчивыми и необщительными детьми важно помнить:
1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребё нком родителям и педагогам: не говорить при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый; обратить внимание на свое собственное поведение; постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах; постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.
2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторять: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.
3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составить вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетировать беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
4. Отрабатывать поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливать ребенка к предстоящему событию - рассказывать о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику.
Таким образом, участие детей в творческих играх способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка при грамотном педагогическом сопровождении этих игр.