Галина Крикунова
Сказкотерапия
Сказкотерапия.
Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.
Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.
Публикация «Сказкотерапия» размещена в разделах
Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Основная цель сказкотерапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Ценность применения данного метода словесного творчества в целях терапевтического воздействия состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, обиду, ненависть, радость, злость страх, и т. д.
Но для того чтобы история или сказка не была бесполезна, а обрела силу и оказала помощь ребенку, необходимо придерживаться определенных требования и правил ее создания.
• Во-первых, сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
• Во-вторых, сказка должна предлагать замещающий, позитивный опыт, используя который ребенок может сделать новый, правильный выбор при решении своей проблемы. Таким образом, сказки оказывают мягкое, благоприятное влияние на ценностные ориентации ребенка, на его социальные установки и способы поведения. Они помогают ребенку «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и социально одобряемый.
Потому что герои сказки всегда извлекают уроки из своих поступков и действий. Вследствие чего их жизни радикально изменяются. Основными показаниями для проведения данного направления профилактической деятельности являются межличностные конфликты, трудности эмоционального развития, импульсивность, неустойчивость эмоциональных реакций, повышенная тревожность. Многие авторы выделяют несколько основных вариантов работы со сказкой, которые используются в зависимости от индивидуальных особенностей подростков и применяемых к ним форм и методов работы. Это может быть сказкотерапевтическая диагностика, рисование сказки, сочинение сказки, рассказывание сказки, изготовление кукол и постановка сказки. В комплексной профилактической деятельности всё это формирует положительную эмоциональную направленность, предупреждает агрессивность, повышает личностную самооценку, позволяет развивать жизненно важные навыки подростков и умение контролировать собственные чувства и эмоции, а также позволяет в игровой, ненавязчивой обстановке разобраться в мотивах своего поведения в различных ситуациях и принять верное решение.
Существует несколько типов сказок.
Первый тип сказок. Дидактическая сказка
Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.
Ну а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен вы полнить дома.
Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,
• как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
• как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
• как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
• как и зачем нужно убирать на место игрушки,
• как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.
Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет которых - прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.
Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи мости пользоваться презервативами, но дидактические сказки для взрослых меньше распро странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».
Ребёнок - совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.
Второй тип сказок. Психологическая сказка
Психологическая сказка - чуть сложнее и одновременно - чуть проще. Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче ском виде. В этом её сложность.
Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.
А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас - как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.
Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ слушающего и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.
То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно лю бить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, кото рый понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с перехо дом улицы.
Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка
Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.
События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.
Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и крив лялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.
А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафо ра.
«Идёт Волк по лесу - грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок. «Что ты плачешь, волк?» - спрашивает Зайчонок. «Никто меня здесь не любит» - отвечает ему Волк - «ухожу жить в другой лес».
«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» - спрашивает Зайчонок»
Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать высказаться первому - тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва риант сказки, который устроил бы обоих.
Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка
Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки - оказать своевремен ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.
Я предлагаю всем, кто интересуется этим типом сказки в первую очередь обратиться к буддийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.
Ну и, наконец,
Пятый тип сказки. Медитативная сказка
Медитативная сказка - самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, боя на, скальда, аэда, акына, Шахерезады. ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледя ного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.
Однако она может выполнять и самостоятельную функцию - поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал человека, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.
Итак, что требуется от медитативной сказки :
1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
3. Разговор с бессознательным.
4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.
Чего НЕ требуется от медитативной сказки :
1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
2. Строгое начало и понятный конец.
Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. А вы знаете, какой главный признак у того, что перед нами -юнговский архетип? Главный признак - ничего не понятно!
Поэтому, чем туманнее и а»сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.
Сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести небольшой сеанс сказкотерапии.
Я предлагаю Вам прослушать сказку «Темная пещера», данная сказка нацелена на борьбу со страхами.
Сядьте поудобнее, кому необходимо можете закрыть глаза, расслабьтесь.
«Сказка про таинственную пещеру.»
Цель: работа со страхами.
Под высокой горой, поросшей дремучим лесом, была пещера. Никто никогда не ходил туда, потому что когда-то там жил грозный дракон. Только самые смелые отваживались подойти поближе и заглянуть внутрь, но в пещере было так темно и страшно, что храбрецы убегали без оглядки и больше не подходили к пещере никогда. Однажды мимо высокой горы по дремучему лесу ехал царевич, а рядом с ним бежал его лучший друг: собака Арчи. Царевич и собака уже много лет были большими друзьями, они вместе охотились и отдыхали, грустили и радовались. Когда царевич проезжал мимо пещеры, Арчи громко залаял и бросился внутрь пещеры, и темнота поглотила его. Царевич спрыгнул с коня и побежал за собакой. Он был очень храбрым, но подойдя к пещере и заглянув в нее, царевич вздрогнул, сделал несколько неуверенных шагов внутрь и выбежал оттуда, весь дрожа от страха. Когда сильный страх прошел, царевич опять подошел к пещере и стал звать своего друга, но Арчи не отзывался, тогда царевич пошел в ближайшую деревню и стал расспрашивать людей, об этой пещере. Местные жители рассказали много страшных историй про эту пещеру, и царевичу не захотелось туда возвращаться, но бросить Арчи в беде он не мог. Он попытался собрать жителей деревни и пойти всем вместе в пещеру, но никто не пошел с ним. Царевич вернулся к пещере и долго сидел около нее. Он никак не мог отважиться войти в темноту. Так он просидел до самого вечера, когда же солнце село и страшно стало даже в лесу, царевич встал, глубоко вздохнул и подошел к пещере. Сердце его было готово разорваться от страха на части, челюсти были сильно сжаты, а руки дрожали. Царевич сделал первый шаг, второй, третий. А потом решительно зашагал в темноту. Так он все шел и шел, и вот вдалеке показался выход из пещеры. Когда царевич подошел к выходу, оказалось, что там начинается ярко освещенная поляна, а на ней красивый замок, а около замка сидел грозный дракон и играл с Арчи. Арчи очень обрадовался своему другу и бросился навстречу к царевичу. Царевич обнял собаку и подошел к дракону. Дракон оказался не таким грозным, как на первый взгляд. Он долго жил в своем замке и ему было скучно и одиноко, люди не любили его и боялись, поэтому не ходили к нему в гости, через темную пещеру. Теперь царевич и Арчи стали частыми гостями дракона и совсем не боялись ходить в таинственную пещеру в дремучем лесу, потому что знали, что за темнотой их ждет верный друг.
Работа над сказкой :
1. Какие чувства возникли во время прослушивания сказки?
2. Какой герой понравился больше всего?
3. Какой эпизод сказки понравился больше всего?
4. Какой момент показался наиболее страшным?
5. Хотели бы вы изменить конец сказки?
Не только дети, но и взрослые испытывают чувство страха. У каждого он свой. Я предлагаю Вам сейчас изобразить на листке при помощи карандашей свой страх. Не важно каким он будет, это может быть какой – то предмет или образ. (Участники изображают свой страх).
А теперь сложите лист пополам. Что вы видите?
Этот пустой лист означает, что вы можете победить свой страх. Вам лишь необходимо подумать и записать,что вам нужно сделать, чтоб преодолеть свой страх.
Вы уже многое сделали, для того чтоб преодолеть свой страх. Первый шаг сделан.
А теперь вам необходимо будет выполнять, то что вы записали на пустом месте, что бы раз и навсегда попрощаться со своим страхом, когда придете домой сожгите изображение вашего страха и вам сразу станет легче.
Данный вид работы со сказкой, можно использовать и при работе с детьми.