Татьяна Маевская
Сказкотерапия для дошкольников.
С давних времён сказка является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.
В настоящее время сказкотерапия является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений, таких, как страхи, фобии, агрессивность, тревожность и так далее.
Публикация «Сказкотерапия для дошкольников,» размещена в разделах
Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических или неврологических проблемах: боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.
Суть сказкотерапии заключается в правильном и уместном использовании метафор и различных художественных образов, имеющих место в сказках, баснях и других литературных произведениях. Именно эти образы и влияют подсознательно на мысли, чувства, эмоции и поведение дошкольника. Кроме непосредственного чтения и рассказов, в сказкотерапии для дошкольников может использоваться рисование героев сказок, а также демонстрация сюжета сказки в кукольном театре.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
Каково же значение сказки в жизни людей?
- сказки знают все, на их содержании происходит воспитание подрастающего человека;
- своим содержанием сказки развивают творческий потенциал;
- благодаря сказкам совершается процесс познания окружающего мира;
- осмысляя сюжеты творчества, люди учатся видеть себя в действиях, мыслях героев, формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах;
- восприятие сказочных коллизий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека;
- происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок. Это очень доступно и интересно ребенку, ведь при слове «волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг;
- сказка – это мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуацию их измерения, подвергать анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета;
Воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок : художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.
Художественные сказки – это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно их принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
Народные сказки. Древнейшая основа этих сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут важные для нас идеи: окружающий наш мир живой, и в любой момент все может заговорить с нами; ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, и имеют право на собственную жизнь; разделение добра и зла, победа добра; самое ценное дается только через испытание, а то что далось легко, даром, может быстро уйти.
Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных.
Бытовые сказки.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьмы, лешие, водяные, оборотни и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Очевидно, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Волшебные сказки - благодаря которым в бессознательное человека поступается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Авторские художественные сказки более образны, чем народные. Именно авторские произведения рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки создаются педагогами, в них абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки, сочиненные нами самими, и сказки, сложенные вместе со специалистом.
Медитативные сказки создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Чтобы сказкотерапия была максимально эффективной и смогла принести ощутимые результаты, её необходимо проводить по следующей программе:
- «Жили-были ….» - так мы знакомимся с героями, которые наиболее интересны ребёнку. Для детей дошкольного возраста чаще всего используются такие персонажи, как – принцы и принцессы, феи, колдуны, супергерои и др.
- «И вдруг.» - так наш юный герой сказки неожиданно сталкивается с проблемой, которая в данный момент беспокоит его.
- «Из-за этого…» - в этом блоке необходимо рассказать, как сказочный персонаж решает вставшую перед ним проблему и какие методы он для этого использует.
- Кульминация – герой избавляется от проблемы.
- Развязка – окончание сказки. Конец обязательно должен быть – сказкопозитивным, чтобы ребёнок понимал, что всё окончилось хорошо.
Правильно подобранные герои и сюжет сказки смогут не навязчиво напомнить малышу о его проблеме и помочь ему найти пути её решения.
Если родители и педагоги смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии – М. : 2014. – 80 с.
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2014. – 356 с.
3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия – М., 2014. – 168 с.