Оксана Михалёва
Программно-методическая разработка «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.
Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
Актуальность:
Публикация «Программно-методическая разработка „Сказкотерапия“» размещена в разделах
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• Помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• Расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• Обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• Корректирует поведение и развитие речи;
• Стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Сказкотерапия для дошкольников имеет свои определенные цели и задачи:
-Развитие речи ребенка
-Развитие и формирование творческих способностей
-Адаптация в коллективе
-Умение преодолевать трудности
-Добиваться поставленной цели
-Расширение знаний об окружающем мире
-Укрепление взаимосвязи родителей с детьми
Наравне с психологами и педагогами, родители тоже могут проводить уроки сказкотерапии дома и заниматься с детьми. Это не только чтение, это еще и инсценировка сказок, сочинение сказки и рисование. Процесс этот очень увлекательный и дети с удовольствием вовлекаются в него.
Выбирая сказку для сказкотерапии, надо, прежде всего, учитывать возраст ребенка. Тогда она будет ему понятна и близка. Можно применять сказки терапевтические, т. е специально написанные психологами для решения конкретных вопросов. Например, сказка о непослушных детях или ленивом мальчике и т. д.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки :
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Есть такая присказка : народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.
Сказка – не обман, а тайна.
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
1-я младшая группа
Сентябрь: Русский фольклор. Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных
детям второго года жизни.
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик
на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики,
кички.», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса,
из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуре-
чик.»; «Солнышко, ведрышко.»
Октябрь: Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр.
М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова
Ноябрь: Фольклор народов мира. «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит.
обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты
заюшка-пострел.», «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;
«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;
«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Декабрь: Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»
Январь: Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. А. Пушкин.
«Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов.
«Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто,
П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Февраль: Поэзия. Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»
Март: Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши
конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Апрель: Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаро-
вой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-
га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Май: Произведения поэтов и писателей разных стран. Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
2-я младшая группа
Сентябрь: Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, поп-
ляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к де-
ду…», «Тили-бом! Тили-бом…», «Как у нашего кота…».
Октябрь: Русский фольклор «Сидит белка
на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чи-
ки-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Трав-
ка-муравка…», «На улице три курицы…»
Ноябрь: Русский фольклор «Тень, тень, потетень…», «Ку-
рочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…»,
«Радуга-дуга…». Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Во-
ронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстронож-
ка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова
Декабрь: Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр.
А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса».
Январь: Сказки «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца»,
обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики»,
обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Февраль: Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака.
Март: Песенки. «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.
Апрель: Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два
жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые
козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац.
С. Могилевской и Л. Зориной
Май: Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Ли-
са Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков.
«Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зеб-
ра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко.
«Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек»
Средняя группа
Сентябрь: Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусиш-
ка…»; «Дон! Дон! Дон.», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы бы-
ли?.», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день
целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-вед-
рышко…», «Иди, весна, иди, красна…».
Октябрь: Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов
с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.
А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка
и волк», обр. М. Булатова.
Ноябрь: Сказки. «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Ли-288 289
са и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр.
В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Декабрь: Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с
нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Январь: Фольклор народов мира. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из
сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья
Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.
С. Маршака.
Февраль: Поэзия. А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко.», «Месяц,
месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Чер-
ный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф»,
«Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд»,
«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка»,
«Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое
солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка»,
«Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»;
В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как
мыши с котом воевали»; В. Маяковский.
Март: Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;
Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялин-
ского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш.
Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугу-
цэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из
книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (гла-
вы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-
на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет
Апрель: Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из
книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (гла-
вы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-
на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который
рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его
веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Май: Произведения для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.
песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто.
«Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колоколь-
чики.»;
Старшая группа
Сентябрь: Русский фольклор
Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж
я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»;
«По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано поут-
ру…»; «Грачи-киричи…»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-
ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».
Октябрь: Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории
про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кус-
товой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три
золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника
сказок К. Я. Эрбена).
Ноябрь: Фольклор народов мира
Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка»,
«Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого 290 291
пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг
за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Декабрь: Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории
про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кус-
товой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три
золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника
сказок К. Я. Эрбена).
Январь: Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью
дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева.
«У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»;
С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная
считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злит-
ся…»; А. Барто. «Веревочка».
Февраль: Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос-
точка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал-
мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас
Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Март: Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос-
точка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал-
мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас
Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Апрель: Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из кни-
ги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ.
К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, кото-
рый живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л.
Лунгиной.
Май: Произведения для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя
гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер.
с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем.
«Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукомо-
рья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот
моя деревня».
Подготовительная группа
Сентябрь: Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима
пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на
землю падет…».292 293
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля-
да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как
на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».
Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты
пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколо-
тил — вот колесо».
Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».
Октябрь: Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись
А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок
А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня
и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работ-
ников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой
Ноябрь: Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы
пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое
гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…»,
укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.) : «Кот в сапогах», пер. Т. Габ-
бе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эс-
тон., обр. М. Булатова.
Декабрь: Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественни-
ки»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль.
«Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблуди-
лась»; С. Романовский. «На танцах».
Январь: Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паус-
товский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-
Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство
от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий.
Февраль: Произведения поэтов и писателей разных стран. Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был ста-
ричок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикаш-
ка с косою…», пер. с англ. Г. Кружкова.
Март: Литературные сказки. Х. -К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий уте-
нок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед.
Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Лю-
барской.
Апрель: Произведения для заучивания наизусть. Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с
укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-
очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц
молодой.».
Май: Произведения для заучивания наизусть. Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к
нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения
Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева.
«Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспита-
теля).
Литература по данной теме:
1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
2. Ильина М. В. «Развитие вербального воображения.» - М. : Прометей; Книголюб, 2003.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии.»- СПб. : Речь, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками.»- СПб. : Речь, 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии.» – СПб. : Речь, 2002.
6. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.»/ Ярославль: Академия развития,2006.
7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми.» – СПб. : Речь, 2006.
8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.