Анастасия Вербицкая
Сказкотерапия-основополагающая методика работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему : Сказкотерапия – основополагающая методика работы воспитателя (слайд 1).
Сказкотерапия в моем понимании– это: (слайд 2) :
Совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими;
Процесс активизации ресурсов потенциала личности;
Процесс экологического образования и воспитания ребенка;
Процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.
Цель использования в работе метода сказкотерапии : (слайд 3) :
Публикация «Сказкотерапия-основополагающая методика работы воспитателя» размещена в разделах
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Задачи:
Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулировать творческое самовыражение.
Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок (слайд 4) :
1. Дидактические (в форме учебного задания).
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки;волшебные сказки.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Итак, очевидны Преимущества использования пальчиковой гимнастики (слайд 2) :
Помогает развивать речь.
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Использование пальчиковой методики в работе воспитателя (слайд 3) предполагает реализацию следующей цели работы : Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Пальчиковые игры – это основа развития мелкой моторики и речи. Использование мелкой моторики в различных видах деятельности (слайд 4)
Использование в работе психотерапевтических сказок (слайд 5)
Сказки, врачующие душу, раскрывающие глубокий смысл происходящих событий
Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения
Оборудование для демонстрации и проигрывания сказок (слайд 6)
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника
Формы работы со сказкой : (слайд 7)
чтение и анализ сказки,
рассказывание сказки,
сочинение сказки,
переписывание сказки,
инсценирование сказки,
иллюстрирование сказки,
куклотерапия.
Развивающие сказки с пальчиковым театром «Репка» (слайд 8) Изготовлены фигурки кукольного театра самостоятельно, вырезаны из бумаги. Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Настольный сказочный театр, изготовленный детьми (слайд 9)
- это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.
Рисование сказок с детьми (слайд 10)
Способы подачи сказочного материала : (слайд 11)
Ритуал перехода в сказочную страну
Превращение ребенка в сказочного героя
Прослушивание сказок, а затем их озвучивание: (слайд 12)
Групповое чтение сказок :(слайд 13) Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» : (слайд 14)
Предварительная работа : Чтение сказки «Волк и семеро козлят», объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, просмотр музыкального фильма-сказки «Мама», показ сценических образов, распределение ролей, чтение сказки по ролям, работа над мимикой, пантомимикой, интонациями.
Медитативные сказки (слайд 15) применяю для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
Сочинение и рассказывание сказки детьми (слайд 16)
Применение элементов сказкотерапии в мероприятиях (слайд 17)
Сказки для мероприятий подбираю, основываясь на наблюдениях за детьми, проявляющих агрессивность, равнодушие, конфликтность, лень, сниженную работоспособность.
Путешествие в сказочный подводный мир (слайд 18)
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
Инсценировка «Пожар в лесу» с участием настоящих профессионалов своего дела (слайд 19)
Использование дидактических сказок и приемов : (слайд 20)
Алгоритм дидактической сказки – задания :
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган, ливень, тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).
Игры-драматизации (слайд 21)
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит : (слайд 22)
1. Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"
2. Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия.
3. Ритуал «выхода из сказки».
Изготовление кукол:(слайд 23)
Пальчиковые игры на основе сказокслайд 24)
Проигрывание эпизодов сказки, при помощи предметно-развивающей среды (слайд 25) Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
Образно-пластическое творчество по сказке : (слайд 26)
Результатом реализации проекта стало: (слайд 27)
- повышение уровня концентрации внимания;
- увеличение работоспособности детей;
- развитие моторики и координации движений;
- снятие физического и психического напряжения;
- преодоление барьеров в общении;
- тонкое чувствование друг друга;
- нахождение адекватного телесного выражения различным эмоциям, чувствам, состояниям.
- пробуждение фантазии и образного мышления.
Вывод: (слайд 28)
Сказкотерапия-очень действенный метод. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями.
В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление.
Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться Мечта.
Спасибо за внимание! (слайд 29)