Елена Филиппова
Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Публикация «Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми» размещена в разделах
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Как пишет Вачков И. В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Сказка — богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах. Любая сказка может быть предложена в индивидуальных или групповых работах.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
В моей профессиональной библиотеке есть несколько книг по сказкотеропии : «Сказки от капризов». – СПб. : Речь, 2012; Кутовая М. С. «Сказки от слез». – СПб. : Речь, 2012; Кутовая М. С. «Сказки о желаниях хороших и уж-ж-жасных». – СПб. : Речь, 2012.
В этих книгах собраны особые психологические сказки современных авторов, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.
Каждую сказку можно изменить в зависимости от особенностей ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего вас сюжета. Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.
Темами для обсуждения с детьми также могут стать такие понятия, как жадность, совесть, вежливость, а также – что такое настоящая дружба и настоящий друг.
Используемая литература:
1. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми». – СПб. : Речь, 2006;
2. «Сказки от капризов». – СПб. : Речь, 2012;
3. Кутовая М. С. «Сказки от слез». – СПб. : Речь, 2012;
4. Кутовая М. С. «Сказки о желаниях хороших и уж-ж-жасных». – СПб. : Речь, 2012.