АНАСТАСИЯ Буюклян
Методика коррекционной работы по речевому дыханию
▼ Скачать + Заказать документы
Для коррекционной работы, я взяла за основу методику Стрельниковой А. Н., Хатнюкова Т. Г. Данная методика подразумевает соблюдение определенных этапов работы. При этом на каждом этапе используются различные виды упражнений, направленных на достижение коррекционных целей. При выборе содержания материала следует учитывать принцип от простого к сложному. Вся работа по развитию речевого дыхания включает в себя пять этапов.
Публикация «Методика коррекционной работы по речевому дыханию» размещена в разделах
На первом этапе проводится подготовительная работа по развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике. Данный этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания для детей.
Второй этап. На данном этапе мы продолжили развитие грудобрюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличение объема вдыхаемого воздуха. Цель: научить быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху без фонации.
Приведем примеры упражнений, используемых на данном этапе коррекционной работы :
- сдуть с руки снежинку, ватку;
- подуть на султанчики;
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
- подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;
- задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
- сдуть листья с дерева;
- подуть на бумажную лодочку в ёмкости с водой или на поверхности стола так. Чтобы она сдвинулась с места;
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлили);
- подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
- подуть в дудочку, свирель, игрушечную трубу;
- извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
- надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;
- подуть в детскую игрушку и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
- дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка, так, чтобы лист трепетал (лист постепенно отодвигают ото рта ребенка);
- погреть ладошки (с расстояния 15-20 см. ото рта подуть в соединенные ладони теплым воздухом);
- подуть на подбородок холодным воздухом длительно (нижняя губа заводится под верхние резцы);
- сильно подуть в пузырек так, чтобы послышался свист, (горлышко пузырька должно касаться нижней губы);
- подуть на монетку китайского колокольчика;
- подуть в пластиковую бутылочку, наполненную елочной мишурой, через коктельную трубочку;
Нужно отметить, что все надувающиеся игрушки, музыкальные инструменты, имеющие наконечники для дутья, коктельные трубочки мы обрабатывали (так же они могут быть индивидуальными).
На третьем этапе обучения осуществлялось развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель этапа – сформировать у детей фонационный выдох для развития координаторных взаимоотношений между дыханием и голосом. Поскольку дыхание и голосообразование – это единые взаимообусловленные процессы, тренировку речевого дыхания нужно проводить одновременно с работой над голосом, т. е. вводить голосовые упражнения. Изначально, для развития длительного фонационного выдоха берётся произношение одного гласного звука. Перед выполнением игровых упражнений я подробно словесно объясняю, как правильно произносить каждый гласный звук. Основная ошибка может быть при выполнении данных игровых упражнений - твёрдая атака, т. е. дети смыкают голосовые складки, а затем делают выдох. Звук получался резкий, твёрдый. Многократный образец мягкой голосоподачи, словесное объяснение, слуховой контроль, способствуют успешному освоению данных игровых упражнений. Делая акцент на звуках, мы не должны забывать о диафрагмальном вдохе и выдохе, поэтому выполняя упражнения, можно контролировать себя ладонью, положенной на область диафрагмы.
Работая над голосом, мы обучали детей использовать грудной резонатор, чтобы снизить напряжение голосовых складок, поэтому гласные звуки даются в следующей последовательности: а, о, у, и, э. Когда дети научились произносить гласные на мягкой атаке, мы начали использовать фонетическую ритмику. Приведем пример занятия с элементами фонетической ритмики. Перед детьми в игровых упражнениях ставятся задачи менять высоту, силу голоса, придавать ему речевые интонации удивления, восклицания, огорчения, утверждения, сопровождающиеся движением рук. Упражнения постепенно усложняются количеством произносимых гласных звуков.
После усвоения длительного произнесения гласных на выдохе, детям предлагается задания для закрепления фонационного выдоха на материале согласных звуков, например:
Ф - тушим свечу. В - воет ветер.
С - свистит насос. З - звенит комар.
Ш- шар. Ж - жужжит пчела.
Щ - шипит змея. Х - греем руки.
На четвертом этапе методики осуществляется развитее речевого дыхания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2, а далее из 3–4 слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются.
На пятом этапе обучения развитие речевого дыхания, мы осуществляли посредством усложненных речевых задач. Дети учились произнесению прозаических текстов, состоящих из 3–4 коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. При этом даётся опора на схемы предложений.