Алевтина Сизикова
Опыт работы школьного педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
психолога (социального педагога) МБОУ ИСОШ № 4
Сизиковой Алевтины Сергеевны
Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред – это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о
Публикация «Опыт работы школьного педагога-психолога» размещена в разделах
воспитании детей, воспитывает самого себя.
Януш Корчак
Проблема современной школы в том, что редко какой педагог наделён чувством материнства, ответственности за будущее и воспитание каждого ребёнка. Ведь то, что учитель вложит, привьёт каждому ребёнку, несомненно, зернами прорастёт в них. Думает ли учитель об этом, проводя свой урок? Видит ли он в каждом ученике своего собственного? Может ли на суде перед человечеством ответить за каждого ребёнка?
Моё видение воспитания человека базируется на безоценочной любви к ребё нку: критическое мышление, креативность, искренность и сознание ответственности – вот что должно стать ядром в личности педагога.
Педагог во мне жил с детства. Только поняла я это, став матерью. Мой сын разбудил во мне желание отдавать свою любовь, не ожидая благодарности. Януш Корчак писал: Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево - семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой? Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты? Разве любовь - услуга, которую можно оплатить? Почему так часто я слышу фразу от преподавателей «Дети не благодарны»? Почему существует убеждённость, что любовь нужно заслужить? Пугает то, что по этому принципу, живут многие педагоги. А ведь плохой ученик не значит плохой человек.
Социальный педагог это посредник между учеником и окружающим миром. Направляющий, помогающий, координирующий, вовсе не нападающий, как принято считать. Вы задумывались, как воспринимают дети человека в этой должности? Сказочное чудовище, которым пугают детей перед сном, овчарка, которая в лучшем случае просто рычит, но чаще кусает: обидными словами, пугающими и загоняющими ребёнка в угол.
Моя задача поменять сознание маленьких, но уже людей. Показать, что несмотря на то, что он натворил его можно любить.
Оценивайте не детей, а поступки. Разложите поступок по деталям, словно разбираете его любимую игрушку. Дети часто это делают, для того, чтобы посмотреть, как она устроена. Дойдите до сердца проблемы, и делайте это не единожды. Ведь земля даёт всходы, только если её удобрять и ухаживать за ней постоянно. Полейте цветок один раз, на другой день забудьте – он непременно завянет.
В своей работе, как и каждый из вас, я руководствуюсь нормативными документами, определяющими основные направления развития образовательной системы Российской Федерации: (на экране) Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ориентируюсь на принципы демократизации и гуманизации, системности и целостности, научной обоснованности.
Но не законы делают из нас человека, не так ли? Родитель, дающий образование своему ребёнку, не всегда любящий родитель. Хоть он и соблюдает закон. Врач, лечащий маленькое чадо не всегда наделён терпением. Но при этом он соблюдает право каждого на здравоохранение. Семья, воспитывающая детей, не всегда даёт чувство защищённости, и семейного тепла, при этом не нарушается их право на семейное окружение. Безнравственное общество никогда не будет законопослушным. Моё убеждение основывается на воспитании высокой морали в людях. Такое воспитание возможно только благодаря личному примеру. Дети капля за каплей собирают увиденное, преобразуя его в опыт.
Положительный опыт приобретается учащимися, если в образовательной среде социальный педагог (на экране)
- содействует в формировании гуманных отношений;
- организовывает социально-педагогическую деятельность в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
- оказывает профессиональное содействие детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;
- представляет и защищает интересы детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;
- проводит работу только в рамках своей компетентности.
Социальный педагог, кроме обязанностей, безусловно имеет и права: (на экране)
- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;
- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;
- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.
Я не случайно выделила первый пункт «защита интересов детей» - это основа, фундамент наших прав и обязанностей.
Защита от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, защита от вредного, разрушительного влияния алкогольных и наркотических средств, защита от жестокого обращения и многое другое.
В рамках перечисленного проводятся мероприятия: (на экране текст и фото)
- «Стоп Интернет», задача которого научить родителей контролировать детей, и оберегать их от вредоносной информации, которую получают они через сеть «Интернет»;
- Лекции, тренинги, круглые столы, игры, формирующие у детей и подростков стойкую негативную установку по отношению к вредным привычкам, на основе осознания здоровья как ценности, формирование личности, способной к укреплению здоровья и самосовершенствованию, активному образу жизни;
- Тренинги без конфликтного общения, обучающие ребят коммуникативным навыкам, умению уходить от конфликта, путём нахождения компромиссов и т. д.
- Тренинги и внеклассные мероприятия, развивающие чувство коллективизма и сплочённости.
Работа по всем направлениям сопровождается выпуском информационных бюллетеней, буклетов, информационных листовок, что позволяет укрепить услышанное – увиденным и прочитанным.
Существуют понятия «трудный ребёнок» или «дети группы риска» не люблю ни одно, ни другое. Процитирую своего любимого педагога, врача, психолога Януша Корчака «Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. "Послушный, воспитанный, добрый, удобный…" И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни». Я полностью с ним согласна, даже удивительно, что через века, человек способен найти своих единомышленников.
Конечно, такие дети в нашей школе есть, они не послушны, порой не воспитаны, а иногда не добры. Но как можно обвинять ребёнка в том, чему его не научили.
В работе с такими «не удобными детьми» я использую метод идейной среды. Ее эффект не в духовной стойкости, а в активности. В ней нет долга - есть добрая воля. Нет равнодушия - есть воодушевление. Для детей, воспитанных в этой среде, внутренний регулятор - нравственный эстетизм. Случается, так что он на минуту возненавидит, но никогда не будет презирать. В основе его терпимости уважение к человеческой мысли. Подросток, воспитанный идейным воспитателем с интересом ждет завтра, его неожиданностей и чудес, открытий и заблуждений, борьбы и сомнений, новых суждений и переоценок. Среда идейная сеет инициативных детей. Можно одному дать десяток заповедей, высеченных на камне, в то время как он жаждет высечь их сам в своей душе, другого же заставить искать истину, которую ему свойственнее получить готовой. И только, если приближаешься к ребёнку с уверенным «я сделаю из тебя человека», а не с вопросом «чем ты можешь стать, человек», только в этом случае невозможно заметить прописной истины. Ребенок, словно папирус, заполненный иероглифами, и если учитель захочет, он сможет прочесть лишь часть их, некоторые ему удастся стереть либо вычеркнуть вовсе, а остальную пустоту наполнить своим содержанием.
Не всегда удаётся всё с первого раза. Однажды, поставив ребёнка на ВШК, хочется надеяться, что это случайность, и завтра ты вычеркнешь его, словно сделал ошибку в диктанте, или воспользуешься корректором, замазав фамилию. Увы, не всегда так. И ты вынужден возвращаясь к истокам, к чистому папирусу, вновь учить добру, порядочности, ответственности, нравственности. Но великое счастье воспитателя, видеть, как всё, чему ты учил, применяется в жизни. Уступается место пожилому человеку в транспорте. Девочка защищается от хулиганов. Бабушка переводится через дорогу.
Такой итог возможен лишь в одном случае, если педагог сотрёт разницу между ребенком, юношей и зрелым человеком, простаком и мыслителем, перед ним возникнет образ человека интеллектуального - независимо от возраста, общественного слоя, уровня образования, культурного лоска, просто человека, ориентирующегося в диапазоне меньшего или большого опыта.
Будущее, любовь, родина, уважение, долг - эти понятия, забетонированные в слова, рождаются, вырастают, изменяются, крепнут, слабеют, становятся чем - то другим в разные периоды жизни человека.
Эффективно решать социально-педагогические задачи мне помогают профессиональные знания: педагогики и психологии, физиологии развития ребенка и методики воспитательной работы. Помогают изучить ребенка, проанализировать его поведение.
Глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем детей и подростков является одним из ведущих направлений моей деятельности. Проблемы носят разноплановый характер в том числе «Кем стать?».
В данном направлении работы я использую анкеты и опросники, позволяющие помочь в самоопределении школьника. Но иногда это носит чисто формальный характер, ни одно анкетирование не заменит общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Дети часто делятся своими мыслями, мечтами, надеясь на то, что их поддержат и дадут совет, как достичь своей мечты.
Сотрудничество с ВУЗами, СУЗами, службой занятости населения позволяют расширить границы социальному педагогу для профориентационной работы с учащимися.
Отлаженная и скоординированная работа со специалистами смежных структур: (на экране) Администрацией города Железноводска, Управлением образования, КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, органами МВД, прокуратуры, учреждениями дополнительного образования ДОД ДДТ, ДЮСШ оказывает важную роль в организации и проведении профилактической работы с подростками.
(На экране)
Работа социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями основывается как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий их провоцирующих). Проведённый мониторинг за 2013 – 2014, 2014 – 2015, 2015 – 2016 учебные годы, показывает снижение роста правонарушений несовершеннолетних МБОУ ИСОШ № 4 им. А. М. Клинового.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. В связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности. По своему профессиональному назначению я стремлюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого необходимо знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои. Для помощи семьям в школе проходят «Дни правовой помощи», когда они могут получить квалифицированную помощь специалистов. Родительские университеты и родительские всеобучи, где родители имеют возможность повысить свои психолого – педагогические знания, углубиться в учебно – воспитательный процесс. Создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитания ценностного отношения к семье у детей и родителей, ведёт к уменьшению и полной ликвидации неблагополучия в семьях.
В результате реализации родительского всеобуча «его участники будут:
«Знать» : (на экране)
- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;
- методы и приемы восстановления семейных традиций;
- права и обязанности детей и родителей.
«Уметь» :
- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье,
- нормализовать психологический климат в семье;
- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.
«Владеть» :
- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;
- технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;
- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся педагоги. Моя задача способствовать формированию в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, способствующего сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Имея образование психолога, я точно знаю, какими методиками необходимо владеть, чтобы справиться с вспышкой гнева, раздражением, тревогой, отчаяньем. Длительный стресс может привести учителя к равнодушию, а равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.
Первоначальный этап, это диагностика профессионального выгорания. Далее коррекция, в форме информационных лекций, тренингов, семинаров, мастер - классов. Научив педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом профессионального выгорания, создав в коллективе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу, помочь в формировании профессиональных качеств: коммуникативных способностей, рефлексии, способности к сопереживанию, всё это даст несомненно только положительный эффект, сохранит педагогических работников, исключая текучесть кадров или как ещё её называют «индекс крутящихся дверей».
Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
Неправильно, если курящий врач говорит своему больному о здоровом образе жизни. Отец, употребляющий в своей речи нецензурные слова, не вправе ругать ребёнка, если тот повторил услышанное. Основываясь на этих убеждениях, я была бы не вправе учить тому, что не умею делать сама. Поэтому систематически совершенствуясь, приобретая новые знания и опыт, стараюсь передавать всё, чему научилась и приобрела.
Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами, давайте создадим такие условия, в которых наши дети вырастали бы более хорошими!
Какими им быть? Борцами или тружениками, вождями или рядовыми? А может, пусть будут просто счастливыми? Где счастье, в чем оно? Знаем ли мы дорогу к нему? И существуют ли те, кто знает? Справимся ли мы с этим? Можно ли все предвидеть, ото всего защитить? Собственным примером, помощью, советом, словом? А если они их отвергнут? Через 15 лет они будут смотреть в будущее, а мы - оглядываться в прошлое. В области чувств они превосходят нас, потому что не знают тормозов. В области интеллекта по меньшей мере равны нам. У них есть все. Им только не хватает опыта.