Наталья Романова
Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время дети нередко имеют заниженную самооценку, коммуникативные нарушения, тревожность, особенно это относится к детям группы с ОВЗ. Проблемы, возникающие по причине ОВЗ, не могут ни сказываться на поведении детей и их самочувствии. Низкий уровень развития, порой невозможность выразить словами свои мысли, приводят к расстройствам эмоционально – волевой сферы, личностной, коммуникативной и дезадаптации.
Публикация «Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям» размещена в разделах
Одним из методов коррекции психологических проблем, является метод сказкотерапии, который уже анализировался во многих источниках еще в прошлом веке. Заключается он в раскрытии личности ребенка с помощью сказки.
Сказкотерапия, самый древний и в то же время самый детский метод в психологии. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им сказки, преподнося ребенку жизненный опыт в завуалированной форме. Подтверждением тому служит народная мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Сказки помогают малышам избавиться от тревожности, неуверенности в себе.
Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, использование сказочных метафор, системный подход и краткосрочность.
Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Сказкотерапия, как метод психологической помощи детям, была применена и нами в детском саду.
Работа состоит из трех этапов.
1 этап – первичная диагностика уровня тревожности ребенка, используя такие методики, как: «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, графическая методика «Пиктографический тест», для определения уровня адаптации детей в ДОУ.
2 этап – психокоррекционная работа. Практические задания, творческая деятельность, моделирование ситуаций, беседы и т. д.
3 этап – итоговая диагностика уровня тревожности детей. Ожидаемыми результатами работы являются: снижение уровня тревожных проявлений у дошкольников.
Перечисленные методики были использованы при проведении данного исследования. Анализ первичного обследования позволил выделить общие психологические особенности детей экспериментальной подгруппы: тревожность, застенчивость, некоммуникабельность. На основе методик были выделены три уровня состояния тревожности.
Высокий уровень – когда у ребенка преобладают: неустойчивое настроение, вспыльчивость, агрессия, обида, низкий уровень соцадаптации, низкая самооценка, неуверенность в себе, неадекватное восприятие эмоций других людей.
Средний уровень – когда у ребенка преобладают: нормальное настроение, связанное с преодолением страхов, адекватная самооценка, правильное восприятие эмоций других людей, нормальный уровень соцадаптации.
Низкий уровень – когда ребенок уверен в себе и своих силах, адекватно реагирует на происходящее, легко адаптируется, способен правильно воспринимать эмоции других, правильно на них реагирует, эмоционально устойчив.
Тревожность у детей с ОВЗ характеризуется такими особенностями как:
- заниженная самооценка;
- неуверенность в себе;
- коммуникативные нарушения;
- преобладание отрицательных эмоций;
- дезадаптация др.
Для систематизации работы по сказкотерапии, был разработан тематический план. В рамках его реализации, использование метода сказкотерапии, позволяет работать с детьми, испытывающими психологические трудности. Сказка позволяет создать психологическое развитие ребенка целенаправленным и контролируемым.
План состоит из четырех блоков:
- выявление проблем у дошкольников;
- формирование психоэмоциональной устойчивости;
- отслеживание динамики формирования позитивных качеств, в процессе работы;
- работа с родителями.
Рассчитан на 15 занятий. Занятия продолжительностью в 20 - 25 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня. В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в составе 6 человек, из них 5 мальчиков и 1 девочка.
На практике нами использовались несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
На начальном этапе эксперимента у детей экспериментальной подгруппы преобладал высокий уровень тревожности (80 – 100%)
В результате коррекционно – развивающей работы посредством сказкотерапии выявлена положительная динамика. У детей снизился уровень тревожности и неуверенности, возрос интерес общения со сверстниками, повысилась самооценка и адаптация в социальной среде.
Доминирующим уровнем после формирующего эксперимента стал средний, у 50% детей, высокий у 25% детей. Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в работе с тревожными детьми.
У детей появилась способность гармонизировать свои чувства, улучшились контакты с другими детьми и взрослыми, они стали более открытыми.
Основная гипотеза исследования о том, что метод сказкотерапии является одним из оптимальных методов при работе с детьми, имеющими психологические трудности, тревожность, неуверенность, подтвердилась.
Разработанный в ходе исследования план мероприятий посредствам сказкотерапии, позволит психологам ненавязчиво и с интересом для воспитанников заниматься коррекционной работой, а так же дать советы родителям.
По итогам проведенного исследования можно дать следующие рекомендации:
- в комплексе с другими методиками, сказкотерапию можно применять как при проведении диагностики, так и коррекции психологических трудностей;
- при применении сказкотерапии, необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
- чем раньше начать коррекционную работу средствами сказкотерапии, тем эффективнее она будет;
- проводить работу по сказкотерапии, рекомендуется совместно с педагогами, родителями и музыкальными руководителями.
Нельзя не отметить и то, что духовное начало, без которого невозможно формировать будущую личность, её воспитание, начинается с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.