Александра Бережная
Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук, специалист в области возрастной психологии) называет этот период «возрастом нераскрытых резервов», а советский психолог Лев Семенович Выготский подчеркивал, что ребенок в раннем возрасте «сензитивен во всем», то есть у него проявляется высокая индивидуальная чувствительность. Следует подчеркнуть, что именно в этот период развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни, поэтому значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно – психического развития. Они не попадают вовремя в поле зрения специалистов, находясь вне системы дошкольного образования, и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. А ведь ребенку в период до 3 лет присущи огромные потенциальные ресурсы развития.
Публикация «Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям» размещена в разделах
Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира. Базовые потребности малышей не удовлетворяются, поэтому родителей ставят в педагогический тупик негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, что является индикатором детско-родительских отношений. Поэтому нередко можно услышать от родителей, от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел». Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса наступит свой психологический возраст. В результате возникла необходимость создания единого образовательного пространства, расширения вариативности представляемых детям образовательных услуг.
В 2016 году на базе нашего структурного подразделения «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» была создана Служба ранней помощи (СРП, основанная на инновационной форме взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Служба формируется из числа сотрудников центра : руководителя структурного подразделения и педагога - психолога (раннего возраста) Бережной А. Н. ; учителя - дефектолога (Дорогань Е. А, учителя - логопеда (Остапенко В. Н.) Для оказания комплексной помощи семьям при необходимости привлекаются специалисты МБУЗ ЦРБ.
Для успешной и эффективной работы Службы нами были поставлены следующие цели и задачи:
- раннее выявление риска развития нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет;
- предоставление консультативной помощи родителям для выстраивания маршрута роста и развития ребенка, планирования его жизни в будущем, а также поддержка воспитательной компетентности родителей и других членов семьи.
- содействие социальной интеграции семьи и ребенка;
- обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.
Задачи:
-оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психологическую поддержку их семей;
- включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Для этого были разработаны следующие направления работы Службы ранней помощи :
1. Диагностическое
2. Коррекционно – развивающее
3. Консультативное
4. Информационно – просветительское
Оказание помощи семье начинается с момента ее обращения в Службу.
В рамках приема специалистами выясняется, нуждается ли ребенок и его семья в помощи. Собираются первичные данные о ребенке и его семье, оцениваются потребности семьи и ребенка, проводится оценка соматического здоровья ребенка, его двигательное, коммуникативное, познавательное, эмоциональное развитие, особенности взаимодействия матери и ребенка. По результатам знакомства с семьей и ее запросом, родителям предлагается посещение групповых или, по необходимости, индивидуальных занятий со специалистом. В диагностической работе нашей Службы были разработаны специально подобранные методики для данной возрастной категории, основанные на «Диагностике развития ребенка раннего возраста» Елены Антоновны Стребелевой. Задания направлены на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление уровня развития у ребенка целостного восприятия, сенсорного развития, развития ручной моторики.
В первую очередь, проводится диагностика эмоционально - волевой сферы ребенка. Она направлена на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями, диагностируется компетентность родителей в восприятии детей.
(Опросник А. И. Зарова (Анатолия Ивановича) «Идентификация детей с родителями; игра в семью»)
А вот коррекционно - развивающее направление реализуется проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми. В настоящее время в Службе ранней помощи функционируют 4 группы детей от 4 до 6 человек с разным уровнем развития. В 2017 (две тысячи семнадцатом году) я разработала дополнительную образовательную программу «Играем вместе», основанную на программе «Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста» детского психолога Юлии Александровны Афонькиной и ведущего российского социолога Елены Леонидовны Омельченко.
При организации индивидуальных занятий для ребенка разрабатывается индивидуальная программа помощи. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями.
По окончании реализации программы определяется эффективность работы.
В том случае если результаты регулярной коррекционной работы не дают положительных результатов, родителям рекомендуются прохождение ПМПК АР. Консультативное направление включает в себя оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого - педагогической поддержки семьи ребенка младенческого и раннего возраста. На данный момент консультативную помощь получили более 30 семей по разным направлениям: трудности в познавательной сфере, нарушения пищевого поведения, соматических проявлениях. В отдельных случаях на консультацию приходили не только родители, но и близкие родственники ребенка.
Информационно – просветительское направление включает в себя выступление на родительских собраниях в ДОУ, предоставление информации на информационных стендах, публикации в печатных изданиях, на сайте Центра, буклеты. В ноябре родители получили памятку о важности развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Хочу отметить, что в результате нашей работы, в первую очередь у ребенка успешно развиваются взаимодействие со взрослыми, внимание, мелкая моторика и поведение.
Можно с уверенностью сказать о положительных результатах деятельности Службы ранней помощи. Опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в познавательной сфере, общении, поведении дают положительный результат и позволяют нам намечать новые пути развития в работе с детьми раннего возраста. (разработать программы от индивидуальной программы в групповую).