Виктория Мордовина
Семинар на тему «Куклотерапия — метод психологической помощи детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия- метод психологической помощи детям
2 слайд:
Куклотерапия – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.
У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком.
Публикация «Семинар на тему „Куклотерапия — метод психологической помощи детям“» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.
3 слайд:
Куклотерапия- метод психологической помощи детям, подросткам, их семьям. Всем известно, что для ребенка игра является ведущей деятельностью. Дети не могут жить без куклы и игры. Ожившие при помощи фантазии и рук маленького актера герои будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые очень сильно влияют на него.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениямБезусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми. Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет.
4-5 слайды:
Данный метод уделяет основное внимание особенностям конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией. Очень многие люди сильно переживают испуг, ссоры и т. д. Куклы способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности. Они помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль.
6 слайд:
В чем же помогает куклотерапия?
1. В психодиагностике. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».
2. В умении управлять эмоциями. Здесь возможно применение любых театральных кукол.
3. В самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
4. В приобретении важных социальных навыков. Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
5. В развитие коммуникативных навыков. Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.
6. В развитии самосознания.
7. В развитии общей и мелкой моторики. Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки).
7 слайд:
8. В разрешении внутренних конфликтов. Используется тряпичная кукла.
9. В развитии речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.
10. В коррекции отношений в семье. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.
11. В становлении психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
12. В профилактике и коррекции страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.
13. В восстановлении опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом, с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.
14. В поиске внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.
8 слайд:
В куклотерапии используются различные варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.
Рассмотрим коротко их.
Пальчиковые куклы :. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга, также они могут изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров. Это очень интересное и полезное занятие для детей, способствующее развитию как мелкой моторики, так и связной речи, голоса, дыхания.
Куклы-марионетки. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
9 слайд:
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, изображений сказок.
Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами.
10 слайд:
Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем с общением, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».
11 слайд:
Любая куклотерапия проходит в три этапа.
1. Изготовление кукол: Процесс изготовления кукол является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.
2. Церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»).
3. Проведение сказкотерапии с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы.
12 слайд:
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она считалась живым существом. Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Она сопровождала человека с рождения до смерти.
13 слайд:
Куклы Мартинички : Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревь ев.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Кукла Десятиручка : одна из самых известных в наше время славянских обережных кукл. Ее название указывает на предназначение — десять рук для помощи своей мастерице. Эта кукла делалась хозяйкой, чтобы успевать по всем делам.
Почетное место среди обережных кукол у славян занимала кукла оберег на счастье. Она привлекала удачу, успех, достаток, здоровье. Оберег относят к разряду кукол-мотанок, когда в процессе её изготовления не используют режущих или колющих предметов.
Куклы неразлучницы : является мощным оберегом в семье, спутницей – подружкой, помощницей, врачевательницей в болезни. Каждая куколка неповторима и решает свою индивидуальную задачу: исполняет желания, кардинально меняет жизнь, лечит от болезней, улучшает настроение, дает понимание жизни.
В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
14 слайд:
Куклы Лихоманки : - это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чувствующими всегда голод, иногда даже слепыми.
Кукла «Богатство Плодородие» : символ благополучного материнства, единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода.
К телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию Рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.
Кукла зайчик на пальчик : эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то… ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.
15 слайд:
Кукла Зернушка или Крупеничка: простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу.
16-23 слайд:
Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском ( с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год.
Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Эта кукла – старинная насыпная игрушка.
Спасибо за внимание!