Бугаёва Лариса Михайловна
Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективное музицирование, как один из методов приобщения детей к музыке в детском саду.
Не открою секрета, если скажу, что музыкальные занятия в детском саду очень благотворно влияют на развитие и формирование личности дошкольника, способствуют эмоциональной отзывчивости, обогащают знаниями о богатстве и красоте народной музыки, знакомят с традициями родного края, дают возможность постичь всё разнообразие классической и современной музыки.
Публикация «Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ» размещена в разделах
Заниматься с музыкальными инструментами простейшего уровня мы начинаем с самого раннего возраста. Дети очень любят работать с любым материалом, который издаёт те или иные звуки. Будь то погремушки или колокольчики, шумелки или гремелки. Для начала своей целью я ставлю свободное владение тем или иным инструментом, который находится в руках у малыша. Необходимо, что бы ребёнок чувствовал себя с ним комфортно, что было удобным положение инструмента в руках, не сковывал его движения. Для этого я показываю, как следует держать инструмент, а ребёнок уже сам найдёт нужный вариант только для себя. Поэтому особого давления здесь быть не должно. Главное – не навредить.
Начинать музыкально-ритмические упражнения лучше всего с русских народных припевок. Берём, например, потешку «Андрей-воробей, не гоняй голубей».Сначала одно - два занятии разучиваем её словами, можно и похлопать Необходимо, что бы ребёнок уловил точный метроритм песни, мог её прохлопать без аккомпанемента, и без повторения слов. А затем уже можно предложить детям выбрать себе желаемый инструмент, и простучать песенку в своём исполнении, в своём темпе, который удобен только ему. Здесь же можно добавить и ксилофон с металлофоном, т. к. мелодия построена на одном повторяющемся звуке, поэтому особых трудностей у детей не возникнет. Это примерный алгоритм работы над коллективным музицированием в средней группе. Далее, спеть песенку и простучать её же на инструментах не будет особо сложно. Таким образом у ребят на музыкальном занятии будет возможность проявить себя и в пении, и в игре на музыкальных инструментах. А если объединить эти два вида деятельности в одно, то и эффект от такого синтеза только увеличит возможность ребёнка развиваться на музыкальном занятии.
Ещё не могу не отметить огромный плюс такого подхода к музыкальной деятельности. У нас обычно самые активные дети и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах, в то время, как более скромные остаются в тени, или из-за скромности не проявляют себя ярко. Да и время, отведённое на музыкальное занятие, очень ограничено и скоротечно. Поэтому совмещение пения и игры на музыкальных инструментах даёт возможность как можно большему числу детей проявить себя в НОД. Это помогает лучше развивать ритм, координацию двигательной системы, артистичность ребёнка, улучшает его память, слух, развивает интонирование..
Огромным плюсом является и то, что ребёнок ощущает себя в команде равных, ему помогают чувствовать себя исполнителем и аккомпаниатором небольших произведений. В результате чего повышается самооценка, растёт уверенность, проявляется интерес к исполнительству, к публичным выступлениям, и как следствие-желание дошкольника и дальше заниматься музыкальным творчеством.
В старших группах вокальный репертуар можно потихоньку усложнять. Все детские песни обычно очень незаурядной гармонии-ТD Т, или что то вроде того. Поэтому партии металлофона можно легко педализировать, исходя из правил гармонии, т. е. не усложнять детям разучивание нот на металлофоне и ксилофоне. Очень эффектно такие номера смотрятся на утренниках и конкурсах, а так же на других выступлениях.
Я уже не первый год придерживаюсь данной методики, чем очень довольна. В 2015 году мною на эту тему была написана и презентована авторская программа.