Юлия Лукьянова
Сказкотерапия для детей
▼ Скачать
Всё чаще мы слышим такие модные высказывания как «Сказкотерапия», но что же это такое на самом деле, и для чего дна так нужна нам в современном мире. .
Если мы будем использовать музыкальные игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. Можно давать задание родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.
Публикация «Сказкотерапия для детей» размещена в разделах
Музыкальные игры доказывают ребенку, что занятия музыкой дают много интересного, что обучение может происходить в увлекательной форме, понятной каждому ребенку. Прививая любовь к таким занятиям, эмоционально обогащенным, мы делаем жизнь малыша ярче, счастливее, интереснее!
Обучение в игре и развитие происходит постепенно.
Условно можно выделить три этапа.
На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.
На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
На третьем- осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений- подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, участвующие в возникновении движения.
Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и чёткому выполнению игровых правил.
Игры на развитие внимания.
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание - одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. Например:
Небо, воздух, земля.
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.
Музыкально - ритмические игры теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т. п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, отдыхают, повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм лучше развивается слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.
Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.
Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра.
Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры мы стараемся проводить или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются.
Для начала раскроем понятие «Сказкотерапия» - это одно из новых веяний психологии, которое обширно используют врачи, психологи и педагоги. Одной из особенностей такого метода является то, что родители могут самостоятельно его применять, так как большинство детей любят слушать сказки. Так же можно отметить и то, что чаще всего сказкотерапию применяют в работе с дошкольниками, так как такая методика помогает малышам преодолеть разные жизненные ситуации.
"Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игры под инструментальную музыку:
а) сюжетные: передача образов различных персонажей и их действий в соответствии с музыкой; б) несюжетные: движения в соответствии с характером и формой музыкального произведения, отсутствие сюжета.
Игры под пение: хороводы - древнейший вид народного танцевального искусства; массовый танец, сопровождаемый песнями и драматическим действием.
Игры – инсценировки: наличие образов, ролей, подражание.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Чтобы у ребят появилось желание заниматься вне занятий в групповых комнатах необходимы соответствующие условия: кроме музыкальных инструментов, пособий в уголках мы помещаем атрибуты, побуждающие детей к исполнению танцевальных движений, хороводов, инсценированию знакомых песен.
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность.
В своей работе я использую различные формы организации самостоятельной музыкально- игровой деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («концерт», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т. д., распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение. В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
звлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме.