Любовь Жукова
Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как образовательная система Марии Монтессори становится очень популярной в России среди родителей и педагогов, то стало необходимым изучить, способствует ли она в полной мере формированию у детей познавательных интересов
Публикация «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори» размещена в разделах
Исследования ученых области детской психологии убедительно доказали, что дети дошкольного возраста обладают совершенно особой психикой, что именно в период детства формируется человеческая личность во всей ее полноте. Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательной потребности. Поэтому характер прохождения кризиса 3-х лет напрямую связано со становлением познавательного интереса. [2]
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. [1]. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. [3]
Рассматривая вопрос формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста важно отметить, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь стойким личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании. [4]
По мнению психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготского,) формирование познавательного интереса у дошкольников происходит в деятельности. И для того, чтобы у детей была возможность реализовывать познавательный интерес в деятельности, необходимо создать обогащенную образовательную среду и позволить детям действовать в них, исходя из актуальных потребностей его развития. Созданием такой среды и занималась итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
Задача же педагога – поддерживать связь ребенка с развивающей предметно-пространственной средой. Помогает ровно столько, сколько просит ребенок, ни в коем случае не навязывает им свою помощь, не оказывает давления при выборе деятельности, оставляя это право за ребенком и признавая в нем свободную личность. Эту мысль подтверждает Маркова А. К., говоря, что формирование познавательных интересов должны иметь объективный характер, осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика.
Рассмотрим, почему образовательная система Марии Монтессори направлена на формирование познавательных интересов дошкольников.
Занятия проводятся в специально организованной среде. Данная среда состоит из 5 зон: практической, математической, родного языка, сенсорной и космической, в которых находятся материалы, относящиеся к данным наукам. Каждая из зон вызывает у детей необычайный интерес и дает возможность действовать с интересующим ребенка материалом, что дает толчок к дальнейшей познавательной деятельности.
Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности, развивает уверенность в себе.
В зоне сенсорного развития ребенок учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, вкус,слух, а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, развить мускульную память. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия, так как среда насквозь пропитанной математикой.
В зоне развития языка идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению и т. д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание. Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой.
В зоне космоса для развития познавательного интереса детей открываются огромные возможности, ведь Космос с точки зрения Марии Монтессори – вся окружающая нас Вселенная. В этой зоне воспитанник изучает основы биологии, анатомии, географии, астрономии и других наук. Главное, что дает ребенку работа в этой зоне – понятие о том, что все в мире взаимосвязано и у каждого живого существа в мире есть своя роль.
Такое многообразие материалов вызывает у детей неподдельный энтузиазм и стремление работать с ними. Воспитанники становятся любознательными и активными, проявляют интерес к учебной деятельности ик окружающему миру. Они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире, любят экспериментировать, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, а в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому.
Развивающая среда, созданная для детей Марией Монтессори несомненно является базой для эффективного формирования познавательного интереса, благодаря которому ребенок может самостоятельно развиваться, ориентируясь на свои желания, возможности, способности, которые в свою очередь помогают формироваться полноценной личности со своими интересами, взглядами на жизнь и окружающий его мир.
Список литературы
1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) :учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. -137 с.
2. Арапова П. И. Выбор ребенка в кризисный период трех лет // Дошкольное воспитание. –-2015. - № 4. - С. 107 -113.
3. Морозова, Н. Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н. Г. Морозова // Психология и педагогика. -2009
4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2000 — 272с.
.