Ольга Скопинцева
Формирование ассертивного поведения старшего дошкольника, как средство его социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастов, в том числе и дошкольного детства. В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой – пассивность и запуганность, которые оказывают деструктивное влияние на их эмоциональное состояние. Конструктивные ответы на вопросы о том, как способствовать адаптации детей в социуме к постоянным изменениям в нем, можно найти в опыте американских коллег, чьи исследования и практическая деятельность направлены на выявление способов формирования устойчивости к неблагоприятным воздействиям социальной среды и формирования ассертивного поведения.
Публикация «Формирование ассертивного поведения старшего дошкольника, как средство его социальной адаптации» размещена в разделах
«Ассертивность» в переводе с английского языка означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». В процессе работы американские ученые доказали, что ассертивные тренинги являются эффективными способами овладения инструментами здоровой коммуникации. Для детей и взрослых ассертивность представляет собой социально желаемую альтернативу, которая состоит между двумя крайностями: агрессивностью, когда подавляются права других, и покорностью и пассивностью, когда свои права подавляет сам индивид. Агрессора, как правило, ругают за то, что он причинил кому-то боль, но не учат, что делать вместо этого. Жертва в большинстве своем остается удовлетворенной, оказавшись беспомощной и зависимой, и это вместо того. Чтобы научиться противостоять агрессору.
Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Ассертивность - это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.
Результат обучения ассертивному поведению – освоение детьми определенного комплекса поведенческих умений; при этом значимая роль отводится директивным указаниям, пошаговым инструкциям и помощи, которую педагоги могут оказать через обучающие техники. Техники должны включать демонстрирование, моделирование, инструктирование, ролевую игру, обеспечение обратной связи. Демонстрирование может включать в себя участие самого педагога, кукол и игрушек. Педагог в практике общения с детьми объясняет, почему именно такое поведение является правильным (палец вверх) или неправильным (палец вниз); при этом дети обычно стараются участвовать в этих демонстрациях. Действенен метод трех анимационных лиц: ассертивность - приятное лицо с открытыми глазами; агрессивность – злобное выражение лица; подавленность или пассивность – глаза закрыты руками, губы сжаты. Все это помогает детям понять, что такое ассертивность.
Рекомендации можно рассматривать как своего рода инструкцию, утверждающего правила ассертивного поведения дошкольников :
1. Учите детей говорить друг с другом, а не через педагога, зависимость от которого в решении проблем мешает формировать самоуважение.
2. Учите детей просить вежливо: ровесники настроены более охотно, если их просят любезно.
3. Используйте демонстрирование и ролевое проигрывание, чтобы научить детей ассертивным навыкам (используйте кукол и игрушки)
4. Используйте любую возможность научить навыкам ассертивности.
5. Научите детей принимать непререкаемый авторитет взрослого и отстаивать свои права в обращении со взрослыми, зная, что они имеют право на справедливое обращение со стороны взрослого.
6. Необходимо избегать любой конфронтации, представляющей физическую опасность. Безопасность – главное условие!
7. Учите детей игнорировать провокационное поведение ровесников. Это помогает контролировать собственные эмоциональные реакции.
8. Обучайте ассертивности девочек и мальчиков одинаково.
В одном из исследований говорится, что в условиях группы дети могут переживать больше 9 конфликтов в час, в основном стремясь чем-то обладать.
По утверждению А. С. Хофмана, техники ассертивности помогают осуществлять успешные социальные контакты, добиваться личностной и профессиональной компетентности. Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным себя прямо и ясно.
Ассертивность - это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.
Рекомендации
по обучению детей ассертивному поведению
1. Учите детей говорить друг с другом, а не через педагога, зависимость от которого в решении проблем мешает формировать самоуважение.
2. Учите детей просить вежливо: ровесники настроены более охотно, если их просят любезно.
3. Используйте демонстрирование и ролевое проигрывание, чтобы научить детей ассертивным навыкам (используйте кукол и игрушки)
4. Используйте любую возможность научить навыкам ассертивности.
5. Научите детей принимать непререкаемый авторитет взрослого и отстаивать свои права в обращении со взрослыми, зная, что они имеют право на справедливое обращение со стороны взрослого.
6. Необходимо избегать любой конфронтации, представляющей физическую опасность. Безопасность – главное условие!
7. Учите детей игнорировать провокационное поведение ровесников. Это помогает контролировать собственные эмоциональные реакции.
8. Обучайте ассертивности девочек и мальчиков одинаково.