тюмавина наталья
Программа социальной адаптации детей с ОВЗ средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ»
(программа социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира» в условиях отделения дневного пребывания несовершеннолетних)
Авторы:
Тюмавина Н. Г., методист
1. Актуальность программы
Публикация «Программа социальной адаптации детей с ОВЗ средствами технологий „оккупациональная терапия“, „тренировочная квартира“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе традиционно рассматривается как медицинская. Исходя из этого, реабилитация детей в основном сводится к лечению заболевания ребенка и развитию у него основных психических функций. При этом такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор ускользают из традиционной реабилитационной практики. В то время как овладение элементарными бытовыми навыками (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться, уметь пользоваться предметами быта и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его независимости.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается ряд особенностей развития, требующих специальных условий и методов коррекционного воспитания. К таким особенностям относятся трудности социализации, средовой адаптации, нарушения социального взаимодействия, проблемы ориентации в быту, тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения.
У детей с отклонениями в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно, оно крайне затруднено. В связи с нарушениями двигательных функций и коммуникативной сферы у детей с данными
отклонениями в развитии практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Сюжетно-ролевая игра, свойственная детям без аномалий в развитии, очень слабо развита у детей с синдромом Дауна, крайне ограничена у детей с тяжёлыми формами детского церебрального паралича и фактически отсутствует у детей с аутизмом. Именно поэтому формирование бытовых навыков и навыков
самообслуживания является для таких детей и их родителей жизненной необходимостью.
За 2017 год учреждением обслужено 47 семей, воспитывающих детей-инвалидов. На базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних прошли курс социальной реабилитации 30 детей-инвалидов. Для 3 маломобильных детей-инвалидов предоставлены социально-медицинские услуги на дому «Службой домашнего визитирования». По результатам диагностического обследования у 40 % отмечается средний уровень сформированных навыков социальной адаптации; у 60 % – низкий уровень. У 50 % детей бытовые навыки и навыки самообслуживания не сформированы.
Актуальность Программы состоит в организации системного подхода по формированию и развитию бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья, получателей услуг, посредством социально-бытового ориентирования с использованием элементов технологий «оккупациональная терапия, «тренировочная квартира».
Необходимость разработки комплексной программы по социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», Концепцией комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями на период до 2020 года Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Программа направлена на создание комфортной и доброжелательной среды для жизни детей-инвалидов, детей, имеющих особенности развития и на обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для данной категории граждан, позволит применить наиболее эффективные методики по выработке самостоятельности, навыков социальной адаптации и подготовить к будущей независимости детей целевой группы.
По масштабам охвата целевой группы Программа носит локальный характер. Реализацию мероприятий программы, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, приобретение реабилитационного оборудования планируется осуществлять в рамках основной деятельности учреждения.
При разработке программы принят во внимание имеющийся отечественный и зарубежный опыт, научные и методические разработки, различные программы социально-бытовой, социально-средовой и социально культурной реабилитации, опыт деятельности реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», «Добрый волшебник».
2. Целевая группа
1. Дети-инвалиды, дети с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья 7-18 лет, состоящие на обслуживании в учреждении.
2. Семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Цель программы
Создание условий для подготовки к самостоятельной жизни, оптимального развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира».
4. Задачи программы
1. Исследовать уровень сформированности бытовых навыков и навыков самообслуживания, выявить реабилитационный потенциал несовершеннолетних.
2. Организовать и провести комплекс реабилитационных мероприятий, способствующих адаптации детей-инвалидов к жизни в окружающем их социально-бытовом пространстве средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира».
3. Организовать обучение родителей эффективным методам формирования у детей социально-бытовых, социально-культурных, и социально-средовых навыков.
4. Проанализировать эффективность проведенных мероприятий.
5. Формы работы
Организационные: групповые, индивидуальные.
Исследовательские: тестирование, анкетирование, наблюдение.
Практические: практические занятия, беседы, тренинги, игровые программы, творческие мастерские.
Аналитические: опрос, анализ, сравнение, оценка эффективности.
6. Методы работы
Организационные: планирование, информирование, координирование.
Исследовательские: наблюдение, опрос, анкетирование, проективные диагностические методы, анализ документации.
Практические: упражнения, показ практических действий, компенсаторные методы оккупациональной терапии, ЛФК, метод моделирования бытовых ситуаций, методы психоэмоционального воздействия, методы организации досуговой деятельности, элементы технологии «тренировочная квартира».
Аналитические: анализ эффективности деятельности, обобщение, сравнение, сопоставление
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой комплекс реабилитационных групповых или индивидуальных мероприятий направленных на повышение уровня социально-бытовой независимости несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Основной формой проведения занятий являются занятия в малой группе детей. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 2-3 человека. Группа в пределах 2-3 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребёнку и одновременно привить ему навыки социализации, проследить отношения между каждым конкретным ребёнком и окружающими его детьми. Занятия рассчитаны на детей в возрасте от 7 до 18 лет, продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проходят в форме сюжетно-ролевой игры, позволяющей смоделировать реальную жизненную ситуацию (семья, магазин, аптека и т. д., совместной деятельности по отработке имеющихся практических навыков самообслуживания. Санитарно-гигиенические навыки формируются и закрепляются в процессе режимных моментов во время нахождения ребенка в группе дневного пребывания. (умывание, одевание, обувание, складывание одежды, прием пищи и т. д.)
На основании комплексной диагностики, которая кроме психологической, включает диагностику способностей к самообслуживанию, выявляет степень ограничений и определяет реабилитационный потенциал, определяется форма проведения занятий (индивидуальная или «малая группа»).
Индивидуальная работа с несовершеннолетними осуществляется в соответствии с ИППСУ, ИПРА в течение срока действия данных программ и включает в себя проведение диагностических, коррекционных, профилактических мероприятий в соответствии с индивидуальной потребностью несовершеннолетнего. Продолжительность одного курса реабилитационных мероприятий -21 день.
В течение всего курса реабилитационных мероприятий родители (законные представители) могут присутствовать на занятиях ребенка со специалистами, получают консультативную помощь специалистов
по организации подобных занятий в домашних условиях, участвуют в мастер-классах и практических семинарах по формированию навыков самообслуживания у детей.
Реализация мероприятий осуществляется во взаимодействии со всеми структурными подразделениями учреждения, учреждениями здравоохранения, общественными организациями и частными лицами
1. Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется в 3 этапа:
I этап – Организационный – 1 месяц;
II этап – Практический – 9 месяцев (циклами по 21 день);
III этап – Аналитический – 1 месяц.
Таблица 1
Этап Срок реализации Содержание деятельности
Организационный август - распределение функциональных обязанностей;
- разработка планов мероприятий по обозначенным направлениям;
- подготовка материально-технической базы;
- проведение методической учебы специалистов: «Организация деятельности по реализации мероприятий программы. Планирование, отчетность»;
- инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
- формирование групп несовершеннолетних;
- встреча с родителями;
- подготовка методических материалов по программе (разработка, систематизация, оформление пособий и т. д.);
- первичные диагностические мероприятия;
- Информационно-рекламная деятельность (создание и распространение информационного буклета среди населения, презентация программы в других учреждениях, объединениях).
Практический сентябрь – май
(циклами по 21 день) - осуществление деятельности по реализации мероприятий программы по всем направлениям.
Аналитический декабрь, июнь - подведение итогов реализации программы, оценка ее эффективности;
- обобщение опыта работы;
- освещение в СМИ;
- проведение родительских встреч по итогам программы;
- анализ реализации программы.
1. Направления деятельности и их содержание
Таблица 2
Направление Содержание деятельности
Социально-бытовая реабилитация :
-формирование санитарно-гигиенических навыков;
-формирование навыков хозяйственно-бытового труда Комплекс методов, приемов и практических бытовых процедур, способствующих достижению ребенком-инвалидом независимости в социуме
Обучение практическим навыкам личной гигиены и ухода за внешностью, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации,
обучение навыкам посильного хозяйственно-бытового труда
Социально-средовая реабилитация Формирование основ безопасного поведения в быту и общественных местах, проведение мероприятий по повышению уровня коммуникативного потенциала
Психомоторное развитие Развитие функций влияющих на самоуход: крупной и мелкой моторики, согласованности движений обеих рук, двигательных навыков, необходимых для самообслуживания, трудовой и досуговой деятельности, сенсорной системы
Социально-психологическое сопровождение семей, детей участников программы Поддержка семей с детьми-инвалидами; повышение компетентности родителей (обучение родителей педагогическим и психологическим навыкам взаимодействия со своим ребенком по развитию бытовых
навыков и навыков самообслуживания)
3. Тематический план мероприятий
№
п/п Наименование мероприятия Срок реализации Ответственный
Социально-бытовая реабилитация
1. Обучающие занятия по формированию навыков личной гигиены, самообслуживания и ухода за внешностью, в том числе с использованием ТСР:
умывание, причесывание, пользование туалетом, правила безопасности при выполнении гигиенических процедур (посещение туалета, ванной, душа, правила использования предметов и средств личной гигиены, одевание (переодевание, обувание (переобувание, подбор одежды по назначению, складывание одежды Ежедневно
в течение периода реализации социальный работник, медсестра,
воспитатель, социальный педагог, специалист по социальной работе
2. Обучающие занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда: уборка, стирка и глажение, мелкий ремонт одежды, приготовление простейших блюд, нарезка и чистка продуктов, пользование посудой, обращение с электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями (электрический, чайник, плита, микроволновка, утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, холодильник, колющими и режущими предметами В течение периода реализации в соответствии с ИППСУ инструктор по труду
3. Диагностика уровня социально-бытовой независимости 2 раза в течение периода реализации воспитатель, социальный педагог, инструктор по труду
Социально-средовая реабилитация
4. Обучающие занятия по формированию навыков поведения в быту и общественных местах:
сопровождение несовершеннолетнего в различные учреждения, организации; обучение его на практике персональной сохранности, социальному общению в различных социальных структурах (дома, в учебном заведении, в больнице, клубе, магазине и т. д., различных жизненных ситуациях (посещение друзей, дискотеки, кафе и т. д.); обучение навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом
Еженедельно специалист по социальной работе,
воспитатель, социальный педагог
5. Диагностика коммуникативной компетентности 2 раза в течение периода реализации психолог
Психомоторное развитие
6. Развитие функций влияющих на самоуход: крупной и мелкой моторики, согласованности движений обеих рук, двигательных навыков, необходимых для самообслуживания, трудовой и досуговой деятельности, сенсорной системы
Еженедельно Воспитатель, социальный педагог, инструктор ЛФК, инструктор по труду, психолог
7. Диагностика уровня развития психомоторных функций 2 раза в течение периода реализации психолог
Социально-психологическое сопровождение семей, детей участников программы
8. Обучение родителей педагогическим и психологическим навыкам взаимодействия со своим ребенком по развитию бытовых
навыков и навыков самообслуживания:
консультирование, мастер-классы, посещение занятий, распространение информационно-печатных материалов) В течение периода реализации Специалист по социальной работе, инструктор по труду
4. Ресурсы программы
4.1. Кадровые ресурсы
Реализация программы обеспечивается коллективом отделения дневного пребывания несовершеннолетних БУ «Нижневартовский районный комплексный центр социального обслуживания населения».
Таблица 6
Наименование должности Содержание деятельности
Заведующий отделением Координирует деятельность специалистов, осуществляет контроль над качеством выполнения программы, координирует организацию воспитательного пространства, воспитательных мероприятий и взаимодействия всех служб, обеспечивает методическую помощь сотрудникам, ведёт необходимую документацию
Психолог Проводит диагностику, индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, консультирование, сеансы релаксации, БОС-терапии, следит за эмоциональным состоянием несовершеннолетних, создает комфортный психологический микроклимат в группе
Социальный педагог Осуществляет социально- педагогическое консультирование, диагностику, коррекцию. Проводит работу по развитию позитивных интересов, формированию навыков положительного социального поведения
Специалист по социальной работе Осуществляет формирование группы несовершеннолетних, формирует и ведет ИППСУ, участвует в досуговых, оздоровительных мероприятиях, ведёт необходимую документацию
Инструктор по труду Организует и осуществляет работу по развитию творческих способностей несовершеннолетних, проводит кружковые занятия по направлениям программы
Инструктор по ЛФК Организует и проводит занятия по ЛФК согласно назначениям врача, гимнастику, занятия на тренажерах, ведет необходимую документацию
Медицинская сестра Организует и проводит оздоровительные мероприятия, занятия и беседы по личной гигиене и профилактике различных заболеваний, вредных привычек, формированию здорового образа жизни
Социальный работник Осуществляет присмотр за несовершеннолетними, сопровождение, обучение навыкам самообслуживания, самоконтроля
Воспитатель Планирует, организует и проводит мероприятия согласно программе, формирует творческие группы детей и взрослых, создаёт условия для эффективной творческой самореализации детей, обеспечивает связь со всеми службами, ведёт необходимую документацию.
4.2. Материально-технические ресурсы
Помещения: комната групповой работы; музыкальный зал; кабинет массажа; кабинет логопеда; кабинет трудотерапии; кабинет БОС-терапии; кабинет психологов; комната релаксации; буфет; кабинет заведующего отделением; кабинет специалистов; кабинет самообразования; спортивный зал, игровая комната, кабинет двигательной активности.
Оборудование: реабилитационное оборудование, спортивное оборудование, медицинское оборудование.
4.3. Информационные ресурсы
Информационно-рекламные печатные издания (памятки, буклеты, листовки, объявления соответствующей тематики, интернет- сайт учреждения, информационные стенды, социальный бюллетень «Радуга», СМИ.
4.4. Методические ресурсы
Коспекты занятий, сценарии мероприятий, диагностический инструментарий, методические рекомендации в достаточном количестве.
5. Контроль и управление программой
Контроль проводится на всех этапах реализации программы.
Направления контроля:
- Предварительный контроль - осуществляется на организационном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.
- Текущий контроль – проводится ежемесячно весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.
- Итоговый контроль - проводится на обобщающем этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности
6. Результаты
6.1. Ожидаемые результаты
Таблица 6
Задача Ожидаемый результат
Исследовать уровень сформированности бытовых навыков и навыков самообслуживания, выявить реабилитационный потенциал несовершеннолетних.
Качественная организация и осуществление диагностических мероприятий 10%
Организовать и провести комплекс реабилитационных мероприятий, способствующих адаптации детей-инвалидов к жизни в окружающем их социально-бытовом пространстве средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира». Провести исследование состояния проблемы; Включение ребенка-инвалида в различные социальные процессы, ситуации, формирование навыков самостоятельного проживания в быту и умение пользоваться вспомогательными средствами реабилитации
Организовать обучение родителей эффективным методам формирования у детей социально-бытовых, социально-культурных, и социально-средовых навыков Повышение уровня родительской компетентности в вопросах формирования у детей социально-бытовых, социально-культурных, и социально-средовых навыков
Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы Осуществление оценки эффективности мероприятий программы, своевременная корректировка программы
6.2. Критерии оценки эффективности
Качественные показатели:
• Положительная динамика у участников;
• Уровень удовлетворенности программными мероприятиями;
• Уровень активизации внутреннего потенциала семьи;
• Уровень социализации несовершеннолетних.
Количественные показатели:
• Доля охвата несовершеннолетних программными мероприятиями от общего числа, находящихся на обслуживании - 100%;
• Доля охвата родителей от количества несовершеннолетних, участвующих в реализации программных мероприятий – 100%.
• Доля исполненных мероприятий программы от запланированных -100%
7. Список литературы
1. " Умом и сердцем: Мысли о воспитании" - 5-е - Политиздат, 1999.
2. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей М., 1993.
3. Технологии профилактической и реабилитационной работы с семьями
группы риска: практический опыт Регионального общественного благотворительного фонда «Защита детей».
4. "Введение в специальность" под ред. Л. И. Рувинцкого, М. 1988.
5. Смирнова Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж. фил. Рос. учеб. центра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
6. Социальная педагогика №1 2006 год с. 51-86.
7. Социальная педагогика №2 2003 год с. 53-73.
8. Социальная педагогика №2 2005 год с. 111-114.