Сардана Никитина
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение интереса дошкольников к сказке : их место заняли различные кино-персонажи и теле-герои, - человеки-пауки, Бэтмены, черепашки – ниндзя, которые мало развивают душу и нравственность маленького ребенка. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В связи с этим проблема использования сказки становится остро актуальной.
Цель: Создать условия для развития у детей нравственных качеств.
Гипотеза. Сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, если обеспечиваются следующие педагогические условия:
- работа опирается на результаты изучения нравственной воспитанности детей;
- разработан план работы, направленный на формирование нравственности;
Задачи.
1) Выявить уровень нравственности у детей старшего дошкольного возраста;
2) Разработать план работы по нравственному воспитанию детей старшей группы на основе сказок.
Теоретической основой работы явились положения отечественной педагогики о роли сказки в нравственном воспитании дошкольников, разработанные в работах М. И. Воротыновой, Е. В. Субботского, В. А. Сухомлинского, А. С. Симанович, И. А. Худякова, Г. У. Эргиса и др.
На якутские сказки обратили внимание ученые еще со второй половины 19 века. Впервые записал их известный русский революционер и фольклорист И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867–1875 гг. Он быстро овладел якутским языком и записал большое количество текстов и перевел на русский язык.
Сказки по-якутски называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия ещё различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Э. К. Пекарского «кэпсээн» – это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» – искаженное русское слово «история».
Условно сказки подразделяются на : волшебные, бытовые и о животных. Самая любимая детьми сказка - сказка волшебная. Дети в сказках растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся. Например, в сказке «Снегурочка» : «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». Сказки о животных небольшие. Здесь главными героями выступают животные и птицы. Они, как правило, поступают и делают как люди.
В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками» : мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Через отношения зверей и птиц между собой можно увидеть взаимоотношения и нравы людей.
Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Они имеют не только бытовое и воспитательное значение, но также и большое познавательное. В них отражено прошлое народа, его быт и мировоззрение.
С педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, терапевтическая, культурно-этническая функции сказки.
Социализирующая функция сказки связана с тем, что при общении представителей разных людей от старого поколения новому посредством аккумулированного в интернациональном опыте мира сказок происходит передача общечеловеческого и этнического опыта.
Креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Голографическая функция проявляется в способности представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
Терапевтическая функция (развивающая функция) - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Сказки полны нравственно-этической тематики о добре и зле, о молодости и старости, о совести и чувстве стыда, о великой силе дружбы, о взаимопомощи и т. д. Восприятие сказки, ярких образных описаний взаимоотношений ее героев, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик. В этом процессе объединяется оценка персонажа с эмоциональным отношением к нему, формируется нравственное эмоциональное отношение к действующим лицам.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки.
В процессе нравственного воспитания у дошкольника появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как свои. Формирующаяся в общении со сказкой способность ребенка сочувствовать другим людям и переживать их печали и радости как свои приводит к нравственному развитию.
Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический банк жизненных ситуаций. Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Если с ребенком размышлять над сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие нравственные ценности.
Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в конце работы.
Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки на дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь? (после каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы.)
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Варя и сказала : «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила…
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участие в игре, она стояла и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница : «Пора обедать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила…
4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «кто сломал игрушку?». Петя ответил…
Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла – ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Диагностику проводили в ноябре месяце, так как сентябрь и октябрь – это адаптационный период. Цель: выявить первоначальный уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Методика «Сюжетные картинки» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Цель. Выявление уровня нравственности в межличностных отношениях детей;
Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке ( например сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу а девочка уступила место пожилой женщине.)
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны – плохие… Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов.
1 балл- ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла – правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Нами использованы театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста :
- настольный кукольный театр;
- стендовый театр (фланелеграф, теневой).
Дети рассматривают картинки из сказки, выкладывают мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывают сказку, используя настольный театр.
Таким образом, с помощью сказок детям старшего дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.