Рахимова Анна
Знакомство с финансово-экономическими понятиями в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Поэтому работу по знакомству с финансово-экономическими понятиями мы начинаем со старшего дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но благодаря совместной деятельности со взрослым, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ведь экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом, школой и дальнейшей взрослой жизнью.
Цель нашей работы: создать условия для ознакомления с финансово-экономическими понятиями в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
В соответствии с поставленной целью сформулировали задачи:
• Развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей
• Развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;
• Освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах.
Для работы при знакомстве с финансово-экономическими понятиями мы использовали материалы из парциальной программы «Экономическое воспитание для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (5-7 лет, авторами которой являются Шатова Анна Демьяновна, Аксенова Юлия Александровна, Давыдова Валентина Евгеньевна, Мищенко Ирина Сергеевна, разработанная при участии Банка России и одобренная Министерством просвещения РФ.
Свою работу мы начали с создания предметно-развивающей среды. Разработали конспекты занятий. В работе опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики
Процесс экономического воспитания мы реализовали через различные формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы).
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Они помогают сделать экономику понятной. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.
В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную необходимость.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.
В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.
Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.
В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.
Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, напр. составление рекламы).
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.)
Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности детского сада и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.
К ним относятся: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; чтение художественной литературы, прогулки- наблюдения.
Для того, чтобы заинтересовать родителей в экономическом воспитании детей, была организована поисковая деятельность. Родители с детьми готовили коллекцию сохранившихся старинных денег и коллекцию денег других стран. Результатом стала выставка монет и купюр советского и постсоветского времени, а также иностранные деньги.
Практические занятия по формированию экономического мышления показывают, что экономическое воспитание дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формируют деловые качества личности, что обеспечит преемственность между детским садом и школой.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.