Бурменская Евгения
Использование пластилинографии как формы работы детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку дети с РАС плохо включаются в совместную деятельность, можно использовать прием лепки для установления с ребенком контакта и положительного эмоционального фона.
Пластилинография — это нетрадиционная техника работы с пластилином, которая способствует развитию мелкой и крупной моторики рук.
Для занятий пластилинографией необходимо выбрать плотную бумагу и мягкий пластилин, который будет легко распределяться по поверхности. В качестве основы для создания картины лучше всего подойдет лист картона или плотной акварельной бумаги.
Во-первых, пластилин – это материал очень восприимчивый к чувствам ребенка. Постепенно разминая кусочек пластилина, по рукам расходится приятное тепло, и очень заметно как дети расслабляются и обретают ощущение комфорта.
Во-вторых, лепка- универсальный способ взаимодействия со своим внутренним миром.
Использование лепки на занятиях:
1. Формирует мотивацию к совместной деятельности со взрослым. (т. е. для привлечения ребенка к совместной деятельности педагог использует различные действия, опираясь на интересы ребенка и уровень его развития. Кому-то из детей больше нравится мять пластилин, кто-то любит придавать ему форму);
2. Развивает социальное взаимодействие. (В своей работе педагог стремится к тому, чтобы фрагментарное включение ребенка переросло в устойчивую совместную деятельность. Если ребенок готов активно обращать внимание на взрослого, участвовать в совместной деятельности, можно перейти к лепке объемных фигурок. Опыт показал, что с большим интересом дети включаются в лепку и лепят фигурки животных, птиц, овощи, фрукты, игрушки, посуду и др. При этом стоит отметить больший интерес к объемным фигурам по сравнению с плоскостными);
3. Дает возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации (Во время работы над объемными объектами, дети с помощью различных анализаторов изучают сразу несколько их характерных особенностей, уточняя определенные детали, осмысливая основные качества, ведь их не только можно увидеть, но и ощутить тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия);
4. Формирует стереотип учебного поведения на основе интереса ребенка к лепке;
5. Развивает познавательную и продуктивную деятельность;
6. Развивает творческое мышление и творческую активность, воображение;
7. Развивает речь ребенка.
Применяемые в работе манипуляции и действия с пластилином зависят от развития у ребенка способности взаимодействовать.
Существуют следующие практики, применяемые на занятиях пластилинографией:
-Размазывание. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание. Пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
-Сплющивание и вытягивание. Наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно-прикладных форм.
Яблочки на тарелочке
Метод: Пластилинография (рисование пластилином)
Материал: круг из картона, пластилин красного или желтого цвета, яблоки для рассматривания и угощения детей, салфетка для рук.
Учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Бусы для мамы
Метод: Пластильнография (рисование пластилином)
Материалы: плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4, пластилин желтого и красного цветов, стека, салфетка для рук, доска для лепки, разные бусы.
Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.
Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.
Формировать знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Формировать знание о цвете, развивать чувство ритма.
Для занятий пластилинографией необходимо выбрать плотную бумагу и мягкий пластилин, который будет легко распределяться по поверхности. В качестве основы для создания картины лучше всего подойдет лист картона или плотной акварельной бумаги.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Кроме того, пластилинография способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом, что положительно сказывается на развитии речи. А также внимании, памяти, мышления, творческих способностей; Способствует развитию восприятия, пространственной ориентации и сенсомоторной координации.