Надежда Васенина
Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Составить систему работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы ОНР.
I этап - узнавание неречевых звуков.
С целью развития у детей умения узнавать и различать неречевые звуки использовались специальные игры и упражнения. На занятиях были предложены детям следующие задания: послушай звуки за окном, в коридоре (Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется). Проводились специальные игры и упражнения:
Публикация «Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия,» размещена в разделах
1. «Найди игрушку» Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание.
2. Игра «Где колокольчик?».
Цель: Развивать способность различать направление и силу звука, слуховое внимание.
3. Игра «Громко – тихо». Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.
4. Игра «Что звучит?». Цель: научить определять предмет по звуку. Используются озвученные игрушки, разнообразные предметы.
5. Игра «Узнай музыкальный инструмент». Цель: научить определять музыкальный инструмент по звуку.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз.
На следующем этапе работы с детьми по развитию фонематического слуха с целью развития у детей умения различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз были подобраны следующие игры и упражнения:
1. Игра «Кто позвал» Сначала дети по имени называют угадывающего ребенка, не меняя голоса; в дальнейшем при назывании имени изменяется голос позвавшего ребенка. Позднее имя заменяется звукосочетанием (ау, не меняя голоса, впоследствии с изменением голоса.
2. Игра «Близко – далеко». Дети отгадываю близко или далеко играет дудочка, мяукает котенок. Усложнение: котенок мяукает ближе. Дудочка играет дальше; игра может проводится для двух команд одновременно.
3. Игра «Три медведя». Усложнение: роль ведущего переходит к детям.
4. Игра «Большой – маленький».
5. Игра «Угадай предмет по звуку». Постепенно расширяется круг звучащих предметов, похожих по звучанию.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Задача : различение слов, близких по звуковому составу – решалась на подборе таких игр и упражнений, как:
1. Игра «Кто внимательней». На первом этапе игра проводится с использованием наглядного материала, при назывании изображенного предмета упускается первый звук. Впоследствии игра проводится без опоры на наглядность.
2. Игра «Найди сою картинку». Сначала используется цепочка из двух слов. К которым дети подбирают картинки в названной последовательности; затем цепочка, названная педагогом увеличивается; позднее цепочку слов придумывают дети.
3. Игра «Запомни – повтори». Дети повторяют слова, близкие по звуковому составу. Усложнение: цепочка слов удлиняется.
4. игра «Подбери нужное слово к картинке».
Сначала игра проводится с опорой на наглядность, в дальнейшем – без опоры.
5. «Закончи предложение». Усложнения те же, что и в предыдущей игре.
6. Игра «Кто скажет дальше?».
IV этап – дифференциация слогов.
На четвертом этапе при решении задачи: умение слышать и дифференцировать слоги – работа была начата с использованием игры «Поймай лишний слог». Усложнение: два слога. Следующая игра, используемая при решении этой задачи, «Одинаковые или разные». Усложнение из цепочки перечисленных слогов выбрать правильный ответ.
V этап – дифференциация фонем.
Сначала дети учатся различать гласные звуки, потом – согласные.
1. Игра «Чья песенка». Входе игры после использования картинок, вводятся символы артикуляции звуков далее увеличивается количество гласных звуков.
2. Игра «Покажи чья песенка».
Варианты игры:
- логопед произносит звук, дети показывают движением сигнал, дети произносят звук.
- Логопед показывает сигнал, дети произносят звук.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
1. Игра «Определи звук по беззвучной артикуляции». Эта игра является промежуточной между пятым и шестым этапом.
2. Игра «Живые звуки». Усложнение в игре происходит от использования звуков к слогам, от слогов к словам с разным количеством звуков.
3. Игра «Определи первый звук в словах».
Игра проводится сначала подбором слов, в который первый звук – гласный, стоящий под ударением. Далее подбираются слова с первым гласным звуком, Стоящим без ударения. Позднее игра проводится со словам, которые начинаются на согласный звук.
4. Игра «Подбери слова на заданный звук». Игра проводится с тем же усложнениями, что и предыдущая.
5. Игра «Подбери картинки на заданный звук».
Усложнения в игре те же.
6. Игра «Звуковое лото» Дети закрывают картинки, которые начинаются на заданный звук. Усложнения: закрываются те картинки, в названиях которых есть этот звук.
7. Игра «Подбери названии / животных, посуды, одежды, растений и т. д. /, в которых есть заданный звук».
Варианты игры:
- названный звук стоит первым
- названный звук есть в слове.
8. Игра «Измени первый звук слова».
9. Игра «Добавь нужный звук»
10. Игра «Отгадай загадку. Назови первый звук в отгадке». Варианты игры: назови указанный звук.
11. Игра «Определи, сколько звуков в слове». Усложнение: каких звуков больше гласных или согласных.
12. Игра «Выбрать из предложений слова с заданным звуком». Усложнение: составит схемы.
13. Игра «Добавь один звук к солгу – получится слово».
14. Игра «К сюжетной картинке подобрать слова с заданным звуком».
15. Игра «Измени слово».
16. Игра «Составь схему». По предметной картинке составить схему слова.
17. Игра «Подбери слова к схеме»
18. Игра «Чем похожи?». Назвать общий звук в перечисленных словах.