Виктория Иванова
Система дидактических игр, игровых занятий и упражнений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Найди меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Задачи интеллектуального развития детей представлены в разных областях, но в разделе «познание» они занимают центральное место. Здесь поставлены задачи:
• Ознакомление с предметным окружением для адекватного использования их в разнообразной детской деятельности;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к простейшему сенсорному анализу.
Публикация «Система дидактических игр, игровых занятий и упражнений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста „Найди меня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Целью развития у детей умственных способностей в детском саду является усвоение ребенком определенных знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Отечественные психологи и педагоги (А. В. запорожец, А. П. Усова, Н. Н. Подъяков) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Обучение рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов. Задачи и содержание обеспечивают единство обучения, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в которой принадлежит взрослому. Оно является организованным процессом взаимодействия и общения взрослого с детьми, а также детей между собой, в ходе которого и происходит их развитие.
Доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например кубик становиться куском мыла, которым ребенок стирает. Позднее, не только одни предметы начинают заменять другие (палочка – термометр, ложку, ружье и т. д., но и сам ребенок, беря на себя роль, изображает другого человека – доктора, маму, продавца и т. д.
Игровое замещение- начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для ЭВМ и главное, к пониманию
истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Наглядное моделирование – это отношения между объектами, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той или иной формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять с их помощью, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Мною была разработана система дидактических игр, игровых занятий и упражнений, направленных на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования. В качестве основного показателя эффективности обучения рассматривается уровень интеллектуального развития детей: развитие наглядно-образного, интуитивного мышления, а также предпосылок логического мышления.
Организация игровых занятий
Игры и игры – занятия, предлагаемые мною, не требуют особенных условий для их организации, они доступны любому педагогу, проявившему интерес к данной программе.
• Задания имеют игровую форму или предлагаются в виде интересных упражнений.
• Игровые занятия проводятся по подгруппам, состоящим из двух – семи человек.
• Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений с постепенным усложнением.
• В раннем возрасте эти игровые упражнения требуют обязательного участия взрослого
• Длительность игровых занятий в группе раннего возраста не более 10 минут
Необходимые атрибуты:
Набор игрушек из серии «Животные»
, отвечающий требовани м и стандартам предъявляемым к игрушкам для детей дошкольного возраста (кошка, петушок, зайчик, уточка, собачка, белочка, гусь, слоненок) и соответствующие им:
набор картинок - фотографий этих игрушек
набор картинок – силуэтное изображение в цвете
набор картинок – силуэтное изображение черное
набор картинок – контурное изображение
д
набор картинок – схематическое изображение
Игра «Найди свое место»
Цели: Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.
Материалы. Разнообразные игрушки.
Ход игры
Предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигнал разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2-3 раза.
Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2-3 игрушки.
игра "Предметы и картинки"
Цели: Учить узнавать знакомые предметы на картинках (фотографиях); развивать внимание.
Материалы. Игрушки и картинки с их изображениями.
Ход игры
Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.
Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.
В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.
игра "Предметы и силуэтные картинки"
Цели: Учить узнавать знакомые предметы на картинках в силуэтных изображениях; развивать внимание.
Материалы. Игрушки и силуэтные картинки с их изображениями.
Ход игры
Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.
Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.
В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.