МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО (1 фото)

Оксана Хорохова
Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 Семинар – практикум "Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО".

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня на семинаре мы поговорим о подготовке детей к обучению грамоте.

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Слайд 2

Цель подготовки к обучению грамоте: научить ребёнка слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи.

Вопросы для педагогов:

• что такое звук?

• Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, чем звук отличается от буквы?

• Какими бывают звуки?

• Что такое гласные звуки?

• Что такое согласные звуки?

• Каким цветом обозначают мягкие согласные?

• Назовите всегда мягкие звуки? (й, ч, щ)

• Назовите всегда твердые звуки? (ш, ж, ц)

• Назовите 1ю букву в слове АРБУЗ (ответы педагогов)

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе подготовки к обучению грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.

Слайд 3

Раздел I «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Слайд 4 Задачи:

1. Продолжать практически знакомить с термином «слово». Учить понимать и употреблять это слово при выполнении упражнений, в речевых играх.

2. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже, в определённой последовательности.

3. Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие слова).

4. Продолжать практически знакомить с термином «звук». Учить понимать и употреблять это слово при выполнении упражнений, в речевых играх.

5. Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

6. Учить способам интонационного выделения звука в словах (произносить его протяжно, громче, чётче, чем обычно).

7. Определять и изолированно произносить первый звук в словах.

8. Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Слайд 5 Содержание образовательной деятельности:

В возрасте 4 -5 лет педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умения сравнивать слова по протяжённости; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Слайд 6 Задача 1. Продолжать практически знакомить с термином «слово».

Содержание:

• Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия (Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Договори словечко»: Ма -).

• Обобщение и классификация предметов (Игры «Назови одним словом»)

• Знакомство с термином «слово» (Игры: «Это кто? Это что?», «Назови слово». Моделирование слова в виде прямоугольника).

Слайд 7 Задача 2. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.

Содержание:

• Знакомство с многообразием слов (Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Звук потерялся»).

• Сопоставление близких по звучанию слов (Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Чем отличаются?»).

• Сравнение слов по звуковым характеристикам (Игры «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука», «Звонко, громко, тихо»)

Слайд 8 Задача 3. Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).

Содержание: Сравнение слов по звучанию (Игры «Раздели правильно», «Длинное – короткое», «Слоговые домики», «Слоговые вагончики», «Заполни холодильник» (1-камерный, 2х-3х-камерный).

Задача 4. Продолжать практически знакомить с термином «звук».

Содержание: Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру) (Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу», «Маша и медведи» (голоса героев). Инсценировка любой сказки).

Слайд 9 Задача 5. Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

Содержание:

• Различение на слух твёрдых и мягких согласных (Игры: «Песенка большого и маленького насоса», «Песенка большого и маленького комара», «Грубо или ласково?»

• Определение твёрдых и мягких согласных (Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К - Кь», «Б - Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).

Игры «Засели животных в свой домик», «Помоги животным найти свой вагон»).

Слайд 10 Задача 6. Учить способам интонационного выделения звука в словах

Содержание:

• Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить (Игры «Будь внимательным», «Выдели голосом», «Потяни звук дольше», «Я поссорю звуки в начале слова»)

• Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук (Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте скажем хором»: протяжно, громче, четче).

Слайд 11 Задача 7. Определять и изолированно называть первый звук в словах

Содержание: Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук (Игра «Назови первый звук», «Потяни первый звук», «С чего начинается слово?», «Поссорь звуки в начале слова»).

Задача 8. Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Содержание: Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке («Придумай жужжащее слово (рычащее, звенящее)», «Загрузи кораблик», «Подарки для Буратино» (на Б, «Помоги шепелявому медвежонку»).

Слайд 12 Раздел II «Подготовка руки к письму»

Слайд 13 Задачи: Способствовать развитию графических навыков.

Содержание образовательной деятельности:

Овладение некоторыми графическими навыками.

Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

Приёмы:

Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.

Рисование по точкам.

Закрашивание рисунка.

Штриховка.

Планируемые результаты к 5 годам:

• Понимает термины «слово», «звук», использовать их в речи.

• Имеет представление о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.

• Умеет сравнивать слова по протяжённости (длинные, короткие).

• Владеет начальными умениями звукового анализа слов - самостоятельно произносит слова, интонационно подчёркивая в них первый звук; называет слова на заданный звук.

Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО
Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО
Опубликовано: 19 января 2025 в 15:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хорохова (УИ 695982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД