Оксана Хорохова
Семинар-практикум для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Семинар – практикум "Подготовка к обучению грамоте в средней группе ДОУ в соответствии с ФОП ДО".
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня на семинаре мы поговорим о подготовке детей к обучению грамоте.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Слайд 2
Цель подготовки к обучению грамоте: научить ребёнка слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи.
Вопросы для педагогов:
• что такое звук?
• Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, чем звук отличается от буквы?
• Какими бывают звуки?
• Что такое гласные звуки?
• Что такое согласные звуки?
• Каким цветом обозначают мягкие согласные?
• Назовите всегда мягкие звуки? (й, ч, щ)
• Назовите всегда твердые звуки? (ш, ж, ц)
• Назовите 1ю букву в слове АРБУЗ (ответы педагогов)
Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе подготовки к обучению грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.
Слайд 3
Раздел I «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Слайд 4 Задачи:
1. Продолжать практически знакомить с термином «слово». Учить понимать и употреблять это слово при выполнении упражнений, в речевых играх.
2. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже, в определённой последовательности.
3. Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие слова).
4. Продолжать практически знакомить с термином «звук». Учить понимать и употреблять это слово при выполнении упражнений, в речевых играх.
5. Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).
6. Учить способам интонационного выделения звука в словах (произносить его протяжно, громче, чётче, чем обычно).
7. Определять и изолированно произносить первый звук в словах.
8. Формировать умение называть слова с заданным звуком.
Слайд 5 Содержание образовательной деятельности:
В возрасте 4 -5 лет педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умения сравнивать слова по протяжённости; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
Слайд 6 Задача 1. Продолжать практически знакомить с термином «слово».
Содержание:
• Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия (Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Договори словечко»: Ма -).
• Обобщение и классификация предметов (Игры «Назови одним словом»)
• Знакомство с термином «слово» (Игры: «Это кто? Это что?», «Назови слово». Моделирование слова в виде прямоугольника).
Слайд 7 Задача 2. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.
Содержание:
• Знакомство с многообразием слов (Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Звук потерялся»).
• Сопоставление близких по звучанию слов (Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Чем отличаются?»).
• Сравнение слов по звуковым характеристикам (Игры «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука», «Звонко, громко, тихо»)
Слайд 8 Задача 3. Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).
Содержание: Сравнение слов по звучанию (Игры «Раздели правильно», «Длинное – короткое», «Слоговые домики», «Слоговые вагончики», «Заполни холодильник» (1-камерный, 2х-3х-камерный).
Задача 4. Продолжать практически знакомить с термином «звук».
Содержание: Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру) (Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу», «Маша и медведи» (голоса героев). Инсценировка любой сказки).
Слайд 9 Задача 5. Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).
Содержание:
• Различение на слух твёрдых и мягких согласных (Игры: «Песенка большого и маленького насоса», «Песенка большого и маленького комара», «Грубо или ласково?»
• Определение твёрдых и мягких согласных (Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К - Кь», «Б - Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Засели животных в свой домик», «Помоги животным найти свой вагон»).
Слайд 10 Задача 6. Учить способам интонационного выделения звука в словах
Содержание:
• Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить (Игры «Будь внимательным», «Выдели голосом», «Потяни звук дольше», «Я поссорю звуки в начале слова»)
• Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук (Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте скажем хором»: протяжно, громче, четче).
Слайд 11 Задача 7. Определять и изолированно называть первый звук в словах
Содержание: Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук (Игра «Назови первый звук», «Потяни первый звук», «С чего начинается слово?», «Поссорь звуки в начале слова»).
Задача 8. Формировать умение называть слова с заданным звуком.
Содержание: Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке («Придумай жужжащее слово (рычащее, звенящее)», «Загрузи кораблик», «Подарки для Буратино» (на Б, «Помоги шепелявому медвежонку»).
Слайд 12 Раздел II «Подготовка руки к письму»
Слайд 13 Задачи: Способствовать развитию графических навыков.
Содержание образовательной деятельности:
Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.
Приёмы:
Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка.
Планируемые результаты к 5 годам:
• Понимает термины «слово», «звук», использовать их в речи.
• Имеет представление о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.
• Умеет сравнивать слова по протяжённости (длинные, короткие).
• Владеет начальными умениями звукового анализа слов - самостоятельно произносит слова, интонационно подчёркивая в них первый звук; называет слова на заданный звук.