МААМ-картинки

Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования

Светлана Штокало
Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования

Качественный скачок в развитии новых технологий в последнее десятилетие повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. В этом плане одаренность предстает как средство решения проблем общества в целом. Эти обстоятельства определяют своеобразный социальный заказ на развитие одаренности, на создание условий к активному проявлению способностей талантливых детей. Эти обстоятельства актуализируют разнообразные исследования проблем одаренности, включая и управление систему сопровождения одаренных детей.

Публикация «Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах

Анализ литературы свидетельствует, что понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Достаточно часто этот термин подменяется такими понятиями, как «способность», «талантливость», «гениальность», «продвинутость», «сообразительность» и они употребляются как синонимы. По нашему мнению, такое разнообразие является следствием несовпадения исходных позиций, авторов концепций одаренности в теоретическом осмыслении данной проблемы. Свойственный современным наукам плюрализм находит свое отражение и в трактовке самого понятия «одаренность».

Перейдем к анализу термина «одаренность». Определение одаренности в США было сформулировано в 1972г. в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу, которое существует и в настоящее время. Согласно этому определению «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании) :

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое, или продуктивное, мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительские искусства;

- психомоторные способности».

Как видно, это определение расширяет содержание и объем понятия одаренности до широких границ, позволяет включить новые категории детей, дает простор для исследователей в плане диагностических процедур. Все эти достоинства определения, тем не менее, не снимают целый ряд его недостатков, а именно: смешение понятий разного уровня (видов одаренности и областей их проявления) и отсутствие мотивационного компонента.

Как показывает анализ литературных источников, понятие «одаренность» до сих пор употребляется в различных значениях. Одаренность - это :

- «генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии»;

- «выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.»;

- «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования и способность приспособления к новым задачам и условиям жизни»;

- «понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития».

В нашей стране небезуспешная попытка дать определение понятию одаренности сделана Д. Б. Богоявленской, A.B. Брушлинским, М. А. Холодной, В. Д. Шадриковым. Они утверждают: «Одарённость - это системное, развивающееся в течение в жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [7,C.5].

Выясним соотношение понятий «одаренность» и «одаренные дети». «Под одаренностью ребенка,- пишет Н. С. Лейтес, - понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления».

А. Савенков, выражая свое отношение к проблеме детской одаренности, пишет: «Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства» [36,C.232]. В своей работе этот же автор предлагает различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети». Произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой категории детей. По мнению автора, словосочетание «детская одаренность», необходимо наполнить смыслом «исключительности» или «потенциала».

А. Панов считает, что одаренные дети - это «дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы».

Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде детская одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной группы.

По нашему мнению, «одаренность» — это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети — это дети с достаточно высокоразвитыми способностями.

С учетом проведенного анализа понятийного аппарата категории «одаренность» можно сделать следующие выводы.

Одаренность является объектом изучения различных наук - общественных и естественных. Теоретическая разработка природы одаренности осуществляется в рамках различных областей знаний (социология, педагогика, психология, социальная педагогика, социальная педагогическая психология и т. д.). Если зарубежные ученые изучают одаренность в основном в старшем возрасте, что вызвано социальным запросом и финансированием, то российские ученые рассматривают одаренность раннего возраста (дошкольного, раннего детства).

Дать определение понятия «одаренность» очень трудно в связи с тем, что существует множество разнообразных научных подходов, отражающих сложность и многоаспектность данного явления. В настоящее время существует более 100 определений одаренности, и они недостаточно конкретны, не однозначны.

В данном исследовании в качестве определения, сформулированного на основе проанализированной литературы, используется следующее: одаренность - это интегральная личностная потенциальная возможность реализации способностей ребенка в различных сферах на основе высокого мотивационного потенциала.

Только на основе анализа теоретических концепций одаренности может быть создана база для успешного решения прикладных проблем, связанных с высокоинтеллектуальными детьми, и организована эффективная деятельность специалистов с этой категорией детей и подростков в любом виде образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля, программ. Времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования -выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей :

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в лице ученого, деятеля культуры и т. п.);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

На сегодняшний день, система сопровождения одаренных детей (см. Приложение 4, как в дополнительном, так и общем образовании, это большое, сложное, не полностью изученное явление, при всей своей целостности. Как и для любой другой системы, здесь характерна упорядоченность, целостность и наличие закономерностей построения, функционирования и развития.

Итак, система сопровождения одаренных детей включает в себя :

1. нормативно-правовое обеспечение;

2. научно-методическое обеспечение;

3. психолого-педагогическое обеспечение;

4. выявление одаренных детей и отслеживания результатов развития;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями).

В основе системы выявления и отслеживания результатов развития одарё нного ребенка лежат следующие направления работы:

выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых успехов; диагностика потенциальных возможностей;

помощь в самореализации творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности;

контроль развития познавательной деятельности, тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;

психологическое сопровождение родителей одаренных детей, совместная практическая деятельность родителей и одаренного ребенка;

психологическое сопровождение преподавателей, работающих с одаренными детьми, обучающие семинары. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Сама система отслеживания ведется на трех уровнях: руководители образовательной организации – педагогические работники – родители (законные представители).

Основа деятельности педагогических работников по отслеживанию и сопровождению одаренного ребенка :

наблюдение в процессе урочной и внеурочной деятельности;

повышение познавательного интереса к предмету путем применения современных педагогических технологий;

вовлечение детей в интеллектуальные игры, проекты, исследовательскую деятельность;

проведение диагностических тестов, анкетирования;

составление интеллектуального «портрета ученика», а затем его «индивидуального маршрута»;

составление перспективного плана развития с указанием в каких конкурсах, олимпиадах должен принять участие ребенок в следующем году;

ежегодный анализ результативности деятельности ребенка, фиксирование его достижений в листе достижений;

фиксация результатов в базе данных;

наблюдение динамики развития учащегося;

выстраивание траектории индивидуальных занятий для поддержания его на высоком уровне (В. Е. Никулина).

Семья наиболее заинтересована в развитии способностей ребенка. Из нее идет запрос на организацию деятельности учащегося. Полезной становится работа по привлечению родителей к ведению портфолио, что является той формой отслеживания, которая может показать, на что способен ребенок, в каком направлении способствовать его развитию. Полезны беседы с родителями по составлению перспективных планов, намеченных семьей для развития ребенка. Именно родитель является неким «поставщиком» одаренного ребенка в образовательную организацию.

Далее к работе по выявлению одаренных детей привлекаются руководящие и педагогические работники, заместитель директора по научно-методической работе, учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, родители (законные представители).

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке, собранные в его портфолио : отзывы и мнения педагогов, родителей, сверстников; анализ особых успехов и достижений; результаты олимпиад, конкурсов и т. п. Результаты выявления необходимы для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.

Выявление педагогом-психологом одарённых детей - достаточно сложная задача, но это не является единственной трудностью в сегодняшних реалиях. Сложность заключается ещё и в том, что в ряде организаций дополнительного образования детей упразднена должность психолога. Поэтому диагностические процедуры по выявлению одарённости проводят сами педагоги дополнительного образования. Но подробную диагностику может провести лишь обладающий определёнными знаниями и компетенциями специалист. К тому же важной задачей педагога-психолога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, сегодня можно выделить ряд проблем, существующих в дополнительном образовании по сопровождению одарённых детей :

отсутствие в штате учреждения дополнительного образования детей ставки педагога-психолога;

отсутствие единой системы выявления детской одарённости, несмотря на огромное количество имеющихся методик;

отсутствие у педагогов должной квалификации и опыта в области выявления и сопровождения одарённых детей.

К сожалению, нередко в роли педагога дополнительного образования выступают «узкие» специалисты. В этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи одарённым детям, ведь для работы с такими детьми нужны специально подготовленные кадры.

При всем при этом, отсутствие общих стандартов в учреждениях дополнительного образования, а также отметочной системы, особая форма определения результативности этого типа образования позволяют иметь особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого. Все это дает возможность создать персональную ситуацию успеха для каждого, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам.

Таким образом, мы раскрыли сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети», определили формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования, выявили основные компоненты системы сопровождения одаренных детей. Учреждения дополнительного образования располагают эффективным методологическим ресурсом, способным сделать ее самодостаточной системой выявления и сопровождения одаренных детей. На основании вышеизложенного следует отметить, что сегодня крайне важно разработать инструментарий способов сопровождения одарённых детей.

Публикации по теме:

Формы и методы в работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей Система дополнительного образования имеет большое значение в развитии личности, творческих способностей, индивидуальных способностей ребенка.

Индивидуальный подход в процессе обучения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении В последние годы работы с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.

Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования»Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования» Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Понятие «обучение грамоте» в современной научно-методической литературе 4 2.1. Обучение грамоте.

Работа с родителями в учреждении дополнительного образованияРабота с родителями в учреждении дополнительного образования В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе,.

Развитие познавательных инициатив обучающихся в учреждении дополнительного образования Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности.

Сценарий выставки в учреждении дополнительного образования «Радуга красок» Сценарий выставки рисунков «Радуга красок» Художник: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я рада видеть всех присутствующих в этом.

Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении» СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям,.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей Сообщение на августовскую секцию школьных и дошкольных педагогов–психологов "Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении.

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образованияСтанция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования
Опубликовано: 19 июня 2019 в 23:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Штокало в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД