Мария Шарапова
Формы и методы в работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Система дополнительного образования имеет большое значение в развитии личности, творческих способностей, индивидуальных способностей ребенка. Дополнительное образование не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов, а ориентирована на всестороннее развитие ребенка. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю ее существования. Крепкая и прочная семья – залог формирования гармоничной личности. Роль семьи - удовлетворение потребностей человека, не только в материальном, физическом планах, но и духовном. Поэтому так важно, чтобы происходило объединение усилий семьи и дополнительного образования в процессе интеллектуального, культурного, здорового развития детей.
Публикация «Формы и методы в работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей» размещена в разделах
Работа с родителями в учреждении дополнительного образования для детей является одним из направлений работы педагога организатора. А так же взаимодействие с родителями является актуальной задачей для педагогов. Не только должным образом обучать, воспитывать, развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполагается тесное сотрудничество. Верно, выстроенная работа с родителями позволяет сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным, результативным и запоминающимся приятными событиями. Основной задачей такой работы являются :
• привлечение родителей в образовательный процесс учреждения;
• проведение совместных праздников и развлечений;
• участие в совместных конкурсах, выставках и соревнованиях;
• создание атмосферы общих интересов, эмоциональной поддержки;
• поощрение детей за достижения
В современной педагогике существует немало форм и методов в работе с родителями. К таким формам относятся - традиционные (родительские собрания, консультации, тестирование, индивидуальные беседы и т. д.). Нетрадиционные (встречи, тренинги, мастер-классы, шоу, соревнования и т. д.).
Лучше узнать ребенка педагогу позволяет взаимодействие с его семьей. А для родителей вовлечение в образовательный процесс дает такие преимущества как:
• Активная позиция в жизни ребенка
• Готовность взаимодействовать с педагогом, для объединения усилий по развитию и воспитанию ребенка
• Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей, педагогов
• Проясняются родительские ожидания, представления
Насколько хорошо родители умеют слушать и понимать своего ребенка, что он на самом деле хочет сказать, зависит эффективность общения. Помочь родителям и детям помогает совместное времяпровождение вне стен дома. Интересной формой работы являются совместные мероприятия для родителей с детьми в форме соревнований, игр, тренингов, праздничных концертов. Такие мероприятия зачастую приурочены к традиционным праздникам (День Матери, Новый год и т. д.) или по инициативе педагога (праздник дружбы, день улыбки и т. д.). Эти мероприятия:
• укрепляют семейные отношения,
• создают положительный эмоциональный настрой,
• развивают командный дух,
• формируют групповое единство, сплоченность.
Совместное праздничное мероприятие для детей и мам, посвященное Дню матери формирует уважительное отношение к своей семье, своей маме; способствует формированию сплоченности объединения детей и родителей; создает теплый климат между мамами и детьми. В ходе данного мероприятия организуется совместный досуг родителей и детей. Родители могут оценить результат посещения дополнительных занятий своего ребенка.
Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Зачастую, папы проводят намного меньше времени со своим ребенком, чем мамы. Именно поэтому, педагог - организатор в своей работе с родителями организовывает мероприятия, в которых будут задействованы все члены семьи. Эта форма работы отличается от праздничного мероприятия большим количеством совместных заданий, специально подобранных упражнений. На примере спортивного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» разберем эту форму. Одна из основных задач таких мероприятий – показать родителям способности ребёнка в команде, его лидерские качества, развитие спортивных и двигательных умений и навыков. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать родителю о проблемах ребенка. Не менее важны эти мероприятия для детей, т. к. позволяют ребёнку увидеть родителей в непривычной творческой, соревновательной позиции и без привычной родительской роли. Так же совместное воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи. Для педагога – организатора подобные мероприятия это возможность привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.
Индивидуальные формы работы педагога с родителями в учреждении дополнительного образования проводятся для выяснения вопросов родителей. На индивидуальных консультациях родители всё более охотно рассказывают об огорчениях и страхах, которые их тревожат. Такие индивидуальные беседы проводятся по инициативе педагога или по инициативе самого родителя. Ещё происходит работа в форме анкетирования, тестов. Вариант такой формы работы может быть, как анонимным, так и нет. Далее педагог проводит диагностику, обобщает результаты опроса. Больше всего современных родителей волнуют следующие вопросы:
• Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка
• Компьютерная зависимость
• Досуг ребенка в домашних условиях
• Значение дополнительного образования на развитие ребенка
• Определение способностей ребенка
• «Учим ребенка общаться» и др.
Наглядная информация, которую подготавливает педагог в работе с родителями, очень разнообразна. В нашем современном мире педагог может общаться и делиться информацией, достижениями с родителями через сеть интернет. Создаются официальные сайты дополнительных образований, где каждый родитель может найти интересующую информацию.
Для педагога организатора главной целью всё же остается вербальное общение и взаимодействие с родителями. Поэтому педагог - организатор для наглядной информации организовывает тематические выставки, декоративные выставки, изобразительные выставки, фотовитрины и фотоколлажи. Чтобы родители имели возможность увидеть работы детей, совместные работы.
Оригинальность подачи информации педагога-организатора в разных формах работы с родителями. Разнообразие и частая смена рубрик в течении учебного года. Небольшие объёмы текста. Большой объем информации не будет вызывать желание у родителя вникать в материал после рабочего дня. Больше использовать иллюстрации, фотографии.
Используемые педагогом формы работы с семьё й будут способствовать:
• Повышению значимости дополнительного образования. Дополнительное образование предстанет, как важное условие для развития ребенка, его профессиональной ориентации;
• Расширению доступа информации о предлагаемых дополнительных услугах, в соответствии с возрастом и способностями ребёнка.